Найти тему
Боевая единица

Модернизация «Королевского Тигра», 1945 год

Кризисная» программа выпуска танков, принятая в октябре 1944 года, предусматривала оставить производство «Королевского тигра». Ни о каких его заменах как минимум в течение ближайшего года речь не шла.

В отличие от других боевых машин, предполагавшихся к производству в 1945 году, «Королевский тигр» должен был подвергнуться минимальным изменениям.

Основными направлениями работ по этому танку должны были стать модернизация шасси с целью обеспечения надежности его работы и улучшения подвижности, а также повышение эффективности вооружения.

6 февраля 1945 года доктор Адерс, главный конструктор фирмы Henschel, сообщил о следующих перспективных доработках по «Королевскому тигру».

Прежде всего, предполагалось установить на машину новый бензиновый двигатель Maybach HL 234 с системой впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива). Это не должно было вызвать серьезных проблем, так как по габаритам он был практически таким же, как стоящий на танке Maybach HL230.

Maybach HL 234 проектировался на заводах одноименной фирмы еще с осени 1944 года. Работы по новому двигателю были начаты из-за ненадежной работы карбюраторов, стоявших на Maybach HL 230 — несмотря на принимаемые меры довести их до «ума» так и не удалось.

На заседании «комиссии по развитию танков» 23 января 1945 года полковник Холь-цхауэр сообщил, что согласно последним докладам компании Maybach, испытания мотора HL 234 мощностью 900 л.с. показали, что он имеет практически такое же потребление топлива, как и вариант HL 230. Но, несмотря на введение улучшений в конструкцию цилиндров, коленвала и других деталей, новый двигатель еще нуждается в доработке.


Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый в Венгрии. 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)
Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый в Венгрии. 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)

В тот же день представитель фирмы-изготовителя доктор Хейдекампф заявил, что испытания Maybach HL 234 на стенде еще не завершены, а к испытаниям двигателя в танке вообще не приступали. Тем не менее, представители «комиссии по развитию танков» практически единодушно выступили за немедленное включение Maybach HL 234 в программу производства моторов, учитывая его явные преимущества перед Maybach HL 230. Однако до конца войны не удалось даже закончить испытания нового двигателя.

Помимо Maybach HL 234 предполагалось испытать на «Королевском тигре» дизельные двигатели воздушного охлаждения Simmering-Pauker-Graz и Argus-MAN, а также Humboldt-Deutz (с водяным охлаждением). По мнению Адерса, установка этих моторов «потребует полной переделки моторного отделения и больших изменений конструкции броневого корпуса и механизма натяжения гусениц».

Требовалось внести изменения в систему охлаждения двигателя, на чем давно уже настаивало управление вооружений сухопутных войск. Для этого фирма Argus спроектировала новый вентилятор, а также предложила измененную конструкцию решетки для доступа воздуха на крыше моторного отделения. После испытаний обе детали предполагалось устанавливать на серийных танках.

Также рассматривались варианты улучшения работы трансмиссии танка путем использования других коробок перемены передач, например, спроектированной фирмой Zahnradfabrik для «Пантеры» Ausf. F, а также разработанной компанией Puis в Лейпциге специально для «Королевского тигра». Кроме того, на танке должны были испытать гидравлическую систему управления от Zahnradfabrik.

Помимо этого, изменения предполагалось внести в конструкцию ходовой части (для повышения ее надежности), люков механика-водителя и стрелка-радиста. Также рассматривались варианты дополнительной защиты крыши моторного отделения от попадания осколков и огня авиационных пушек.

20 февраля 1945 года начальник штаба сухопутных войск направил в управление вооружений состоящую из двух частей программу по модернизации «Королевского тигра». В первой части содержались те пункты, выполнение которых было возможно в короткое время, что позволяло повысить боевые качества танка. На реализацию пунктов второй части программы требовалось время и проведение исследовательских работ и испытаний.

Первая часть программы улучшений «Королевского тигра» предусматривала следующее:
установка прицела со стабилизированным полем зрения - апрель 1945 года;
установка оптического дальномера -апрель 1945 года;
установка двигателя Maybach HL 234 мощностью 900 л. с. с системой впрыска топлива непосредственно в цилиндры - август 1945 года.


Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый или оставленный экипажем из-за поломки. Венгрия, март 1945 года (АСКМ)
Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый или оставленный экипажем из-за поломки. Венгрия, март 1945 года (АСКМ)

Еще один «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года. Скорее всего, машина была оставлена экипажем. Обратите внимание на запасные гусеничные траки, закрепленные на борту башни. Венгрия, 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)
Еще один «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года. Скорее всего, машина была оставлена экипажем. Обратите внимание на запасные гусеничные траки, закрепленные на борту башни. Венгрия, 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)

Американские офицеры осматривают башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)
Американские офицеры осматривают башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)

Башня танка «Королевский тигр», которую не успели сгрузить с железнодорожной платформы. Завод компании Wegmann, весна 1945 года (НА)
Башня танка «Королевский тигр», которую не успели сгрузить с железнодорожной платформы. Завод компании Wegmann, весна 1945 года (НА)

Башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)
Башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)

Эти проекты являлись приоритетными, и должны были вводиться в серийное производство не позднее указанной даты. К числу работ, требовавших времени для доработки, основными являлись: испытания в «Королевском тигре» дизельных двигателей Simmering-Pauker-Graz и Humboldt-Deutz, установка прицела со стабилизированным полем зрения, стабилизированной пушки, механизма, облегчающего заряжание, и системы защиты от отравляющих веществ.

Работы по созданию танковых прицелов со стабилизированным полем зрения велись в Германии еще с 1943 года. Для «Королевского тигра» их проектировала фирма Ernst Leitz в Вецларе совместно с инженерами Krupp. 10 марта 1945 года последние сообщили в отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), что проведены пробные попытки установки перископического прицела со стабилизированным полем зрения SZF3 в башню «Королевского тигра». При этом выяснилось, что необходимо внести некоторые изменения в лобовой лист башни для удобства монтажа SZF3. Фирма Ernst Leitz получила заказ на выпуск 1000 прицелов SZF3, но до конца войны ни один из них не был изготовлен.

Кроме перископического, для «Королевского тигра» проектировали и перископические прицелы со стабилизированным полем зрения.^ Ими занимались компании Carl Zeiss в Йене и Kreiselgeraete AG в Берлине. Наибольших успехов достигла последняя, работавшая над двумя вариантами прицелов - Turmwinkelzielfemrohr 2 и Turmwinkelzielfemrohr 3. Для их установке в крыше башни с левой стороны необходимо было вырезать специальное отверстие. Головка прицела сверху защищалась броневым колпаком.

Работы по установке 1,6-метрового дальномера в «Королевском тигре» начались в октябре 1944 года и велись компанией Krupp. 28 февраля 1945 года последняя сообщила отделу испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), что первый вариант башни с установкой дальномера предполагается изготовить к 31 марта. От обычной серийной она отличалась наличием в бортах двух броневых шарообразных выступов для объективов дальномера. По расчетам фирмы Krupp, их серийное производство должно было начаться с 601-й башни, примерно в середине июля 1945 года.

Что касается стабилизированной пушки, то 24 января 1945 года руководство отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) сообщило компании Krupp о том, что договор на разработку такой артсистемы заключен с фирмой Kreiselgeraete AG в Берлине. Месяц спустя, 20 февраля, с Krupp заключили контракт на установку в башне «Королевского тигра» безоткатной 88-мм пушки L/71 - Geschuetzrohr 8,8 см L/71 Starr. Это было прямым следствием успешных испытаний 75-мм безоткатного орудия в Jagdpanzer 38 Starr. Место, которое высвобождалось после демонтажа противооткатных устройств, планировалось использовать для установки механизма полуавтоматической или автоматической подачи выстрелов к орудию (некий прообраз современного механизма заряжания). Этот механизм также должен был спроектировать Krupp, а фирме Kreiselgeraete AG поручили разработку стабилизатора для этого орудия. Однако к концу войны до завершения данных работ было очень далеко.


Корпуса и башня танков «Королевский тигр», доставленные на завод фирмы Wegmann для сборки танков. Весна 1945 года (НА)
Корпуса и башня танков «Королевский тигр», доставленные на завод фирмы Wegmann для сборки танков. Весна 1945 года (НА)

Модернизированный танк «Королевский тигр» с доработками, которые могли появиться на машине летом 1945 года: установка дальномера в башне, новый вентилятор и вентиляторные решетки на крыше моторного отделения (выделены серым цветом)
Модернизированный танк «Королевский тигр» с доработками, которые могли появиться на машине летом 1945 года: установка дальномера в башне, новый вентилятор и вентиляторные решетки на крыше моторного отделения (выделены серым цветом)

В некоторых источниках есть упоминание о проекте вооружения «Королевского тигра» 105-мм пушкой L/68. Действительно, такой вариант машины был предложен компанией Krupp в ноябре 1944 года вместе с вариантами других танков и САУ, о которых говорилось выше. Однако заключение отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) по данному варианту, направленное в январе 1945 года в управление вооружений сухопутных войск, было отрицательным:

«Предполагаемая 10,5-см пушка не принята на вооружение армии. Следовательно, решение об установке в танк такого орудия не является разумным. В любом случае, это потребует установки новых прицелов, а также, вероятно придется внести изменения в конструкцию башни. Использование боеприпасов раздельного заряжания, в первую очередь приведет к значительному снижению скорострельности. Кроме того, для обслуживания пушки требуется второй заряжающий, места для размещения которого нет».

Подводя итог, можно сказать, что в 1945 году мог появиться «Королевский тигр» с установкой дальномера, прицела со стабилизированным полем зрения, новым двигателем — это мог быть как карбюраторный Maybach HL 234, так и какой-то из упомянутых выше дизелей - и, возможно, модернизированной трансмиссией. Таким образом, работы по «Королевскому тигру» были направлены на повышение эффективности вооружения танка и надежности работы машины в целом.


Схема установки дальномера в башне танка «Королевский тигр»
Схема установки дальномера в башне танка «Королевский тигр»

Эскизный проект вооружения «Королевского тигра» 105-мм пушкой L/68, предложенный фирмой Krupp в ноябре 1944 года
Эскизный проект вооружения «Королевского тигра» 105-мм пушкой L/68, предложенный фирмой Krupp в ноябре 1944 года

Что касается установки 88-мм безоткатного орудия и стабилизатора пушки, то едва ли эти работы могли быть закончены в ближайшее время.

Сведений о возможной модернизации тяжелого истребителя танков «Ягдтигр», выпускавшегося на шасси «Королевского тигра», найти не удалось. Но в документе от 1 марта 1945 года «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», планировалось с 1 февраля изготовить 90 «ягдти-гров» - 20 в феврале, по 25 в марте и апреле, 7 в мае, и остальные до августа. Можно предположить, что эти самоходки могли получить элементы модернизации, которые предполагалось ввести в конструкцию базового шасси.