Найти тему
Жабкин

Демонтаж вопреки генеральному плану

Ещё одно необдуманное деяние происходит в Саратове. Словно никто вообще не хочет думать наперёд. Началась процедура, противоречащая принятому генплану Саратова.

Начали разбирать железнодорожную ветку вдоль берега Волги.

Обратимся к истории - откуда и почему она тут появилась (или листайте к последним картинкам, если сразу хотите перейти к сути).

Первоначально к Волге шла лишь "Весенняя ветка" к Весенней пристани (район улицы Радищева - спуск Никольского взвоза).


1884 год
1884 год

Затем от неё тянули ветку вдоль Волги, которая затем дошла до ж/д переправы в Увеке, что начала действовать в 1896 году (первая подобная в России).


1895 год
1895 год

И уже в ХХ веке были построены ветки через завод Гантке и через Улеши, по которой к мосту ходят поезда сейчас.
В 1935 году был открыт железнодорожный мост. "Радужная" ветка была построена видимо после войны.

Таким образом, ветка вдоль Волги играла роль как пассажирской (доставляя пассажиров на саратовскую переправу зимой), так и грузовой (доставляя грузы туда же, и обслуживая многочисленные мельницы, лесопилки, другие заводы расположенные вдоль Волги).

После закрытия "Весенней" ветки в 1950-х годах стала единственным способом обслуживания СарГРЭС, Комбикормового завода, мельзаводов и т.д.

Во время слушаний по планировке новой набережной РЖД предоставило отчёт по использованию железнодорожных путей, расположенных вдоль Волги за 2015 год. В течение года через ветку прошло 247 вагонов на погрузку и 127 на выгрузку. Основные пользователи - комбикормовый завод и речное предприятие.

Во время обсуждения гендиректор саратовского комбината хлебопродуктов Е.В. Грицак подверг критике заявление о неинтенсивном использовании железной дороги: «Только в 2014 году наше предприятие погрузило/выгрузило 312 вагонов. Мы категорически против данного проекта, предусматривающего ликвидацию железной дороги (...) Ваш подход «поживите пока, а завтра-послезавтра уберем железную дорогу», а у нас, между прочим, контракты о поставках, наше предприятие снабжает мукой, хлебом исторически, с незапамятных времен».

Коммерческий директор тогда ещё работающего комбикормового завода обратился к Андрею Гнусину: «Если вы лишили нас причала, лишаете нас железной дороги, то вы должны обеспечить другую транспортную инфраструктуру. Нам нужно огромное количество автомашин тогда, а Чернышевского стоит. А вы еще добавляете застройку. Вы учитывали повышение автомобильной нагрузки на улицу Чернышевского?»

Железнодорожная ветка и земля под ней являлась федеральной собственностью, принадлежала ОАО "РЖД" и более того, являлась стратегическим путём подвоза мазута на СарГРЭС в случае отсутствия газа. Поэтому ранее никакой речи о демонтаже ветки до вывода СарГРЭС из эксплуатации не шло. Её обещали вывести и в 2015, и в 2018 и сейчас тоже всё обещают. Тем интереснее, на каком основании сейчас было принято решение о демонтаже ветки.

Было и несколько вариантов её использования.

В 2014 году РЖД было решено подготовить проект детской железной дороги по этой ветке. Однако, как вы знаете, сейчас уже подготовлен проект по размещению её в парке Победы на Соколовой горе.

Здесь же звучали предложения по запуску городской электрички, которая могла бы соединить Заводской район с новой Набережной. Ну или строительство трамвая на этом месте.

В генеральном плане Саратова, подготовленном "Гипрогором" и утвержденном в 2018 году (т.е. действующий генеральный план) есть карта развития легко-рельсового транспорта. Т.е. скоростной трамвай. Модернизация действующих линий и строительство новых. Так вот в этой карте промышленная ветка железной дороги вдоль Волги превращается в линию трамвая, идущего от площади Орджоникидзе. И в перспективе этот трамвай пройдёт вдоль Волги до нового перспективного трамвайно-автомобильного моста в Энгельс, параллельного мосту 1965 года.


Схема легко-рельсового транспорта из Генерального плана г. Саратова, утвержденного в 2018 году
Схема легко-рельсового транспорта из Генерального плана г. Саратова, утвержденного в 2018 году

Ни для кого не секрет, что большинство "новых" рельсов, которые укладывались на саратовские трамвайные линии в последнее время - либо снятые с ликвидированных маршрутов, либо купленные подержанные рельсы у РЖД. По нормативам движения по железным дорогам они уже не годятся, а вот на трамвайном хозяйстве спокойно прослужат не один год. Для трамвая их качество вполне себе отличное - волнового износа нет вообще.

Так что даже не нужно было бы вообще перекладывать рельсы - у российского трамвая и российских железных дорог ширина колеи совместима - 1524/1520 мм. Просто ставь сюда трамвай, и он поедет. Это бы разгрузило улицу Чернышевского, позволив жителям Заводского района добираться до горпарка, набережной, строящегося пляжа, а так же учебных заведений (СГЮА, ППК СГТУ, САСК, СОБМК), медучреждений (2 горбольница, детская областная больница). Кроме того, вдоль берега сейчас строится большое количество многоэтажных домов.

В свою очередь такой трамвай мог бы стать ещё одной визитной карточкой города, как когда-то междугородний троллейбус через саратовский мост. Можно, к примеру, вспомнить мой пост про Береговой трамвай - самый длинный маршрут в мире.

-6

На этой ветке находится (или уже находился) единственный в городе остаток семафора.

-7

РЖД в начале года согласились убрать эту ветку для передачи земли городу под благоустройство набережной. Город конечно ни о каких трамваях сейчас и не думает. Даже проект скоростного заглох - ни одного тендера до сих пор не объявлено, а долг СГЭТ всё разрастается.

Сейчас же, после демонтажа железнодорожной ветки, мы отказываемся от резервирования места под скоростной транспорт, с помощью которого можно было бы связать районы, разгрузить улицы. В общем живём настоящим, совсем не думая о будущем.