«Мобильник» Стивена Кинга - роман намного больше про вирус, чем «Противостояние». Гуру осмысления человеческих страстей - мистер Кинг - мастерски описывает основные волны охватившей мир эпидемии.
Итак, что же произошло? Начиналось все тихо мирно:
«..Бог пребывал на небесах, индекс Доу-Джонса равнялся 10 140 пунктам, большинство самолетов летело по расписанию (за исключением тех, что приземлялись и взлетали в Чикаго, но ничего другого от этого аэропорта и не ждали). Двумя неделями позже небо вновь принадлежало только птицам, а фондовая биржа стала воспоминанием. К Хэллоуину все крупные города, от Нью-Йорка до Москвы, смердели под пустынными небесами, и воспоминанием стал уже весь мир, каким был прежде».
В одночасье, одновременно, все у кого есть мобильные телефоны получают вызов и отвечают на него. Не ответить невозможно, соблазн узнать, кто звонит и по какому вопросу слишком велик. А после ответа на звонок уже нет времени на раздумья о дальнейших действиях. Послание содержит вирус, проникающий в "бортовой компьютер" личности.
«Человеческий мозг — всего лишь большие жесткие диски, и Импульс стер с них всю информацию. Импульс воздействовал на человеческий мозг так же, как электромагнитное излучение воздействует на жесткие диски обычных компьютеров», - вот как придумал Кинг.
Людей дома и на улице охватывает агрессия. Они ведут себя как обезумевшие звери (нет, не скупают туалетную бумагу и гречку), а набрасываются на тех, кто рядом, и кусают, рвут на части, не жалея себя, и не думают: ребёнок ли рядом или вооруженный мужчина. Бешенство накрывает всех поголовно, всех, кто услышал странное послание в трубке.
Разумными остаются только те, у кого телефона при себе не оказалось - ретрограды, не желающие быть вечно «на поводке», забывчивые, слабослышащие и дети. Не все «норми» готовы принять безумный новый мир, некоторые предпочитают смерть - переменам. Другие, слушают радио и пользуются проводными телефонами. Они - в главной группе риска, они нормальные. Тем, кто выжил и сохранил рассудок, среди грызущейся и рвущей друг друга на части толпы, приходится прятаться.
А тем, кто обезумел и победил в первых схватках после волны агрессии приходится переживать вторую волну. Они становятся зомби - мобилоидами. Сначала они просто бредут куда-то, словно по чьей-то команде. Затем сбиваются в группы, в стада. Затем начинают обмениваться телепатическими сигналами.
«Они бы превратились в куда лучших хранителей земли, чем так называемые норми. Они бы точно не выстраивались в очередь на покупку пожирающих бензин внедорожников, учитывая их способность к левитации».
Так и в романе Стивена Кинга, обнуление накопленных в человеческой жизни знаний, привело к активации незадействованных в прошлом зон мозга. Тех самых областей тьмы. Которые, как считают многие современные ученые, могли привести человечество к гораздо более высоким горизонтам. На вершине новых способностей, зомби начинают летать как птицы, сбиваясь в длинные косяки. То есть в каком-то смысле вирус оказывается даже полезен, и выжившие не зараженные смотрят с завистью и страхом на собратьев, попавших под электронное цунами.
Третья волна - общий единый, словно птичий, разум, объединяющий человечество в одно существо. Нет олигархов и спортсменов, нет красивых и безобразных, нет поэтов и художников. Только общая биомасса, движущаяся по дорогам земли под влиянием команд одного лидера.
А «норми» сгоняют в лагеря, где убеждают (телепатически, разумеется) позвонить близким. И многие идут - одинокие дети, потерявшие родителей, никому больше не нужные, старики, утратившие волю, и даже взрослые, лишившиеся надежды на нормальную жизнь.
«У меня такое ощущение, что я — бычок, которого ведут вниз по наклонному жестяному желобу на бойню. И запах крови моих му-у-братьев буквально бьет в нос».
Многие из сохранивших разум, выбирают заразиться. Приходят на пункт, где им дают телефоны, чтобы принять сигнал и влиться в массы.
Среди героев романа есть и хорошо подготовленные к апокалипсису. Те, у кого в наличии собственный бункер, набитый консервами, снабжённый генератором, скважиной с фильтрами, погребком с винами и колбасами, кинозалом и радиоприемником. С беговой дорожкой и личным бассейном. А еще у них есть оружие. И они выбирают: сидеть в одиночестве, как Уолтер Грип, герой рассказа Рэя Брэдбери, оставшийся один на всей планете. Но даже он, услышав телефонный звонок, взял трубку и ответил, и отправился на свидание. Так и герои Кинга, страдая от тоски в укрепленных домах, начинают выставлять обувь за порог. Это сигнал - здесь есть кров. Здесь вы найдете ночлег.
Но не все готовы проявлять солидарность и милосердие. Опасных хищников тоже хватает. Есть те, кто грабит беззащитных. Кто использует ситуацию, получая адреналин и удовольствие от свободы насилия в воцарившемся хаосе.
Есть те, кто предпочитает бороться. Страх проводит границу между больными и здоровыми. Между безумными и разумными. Между старым и новым. Но есть и те, кто быстро соображает и способен выжить, те, кто помогает слабым и берет на себя ответственность. Так появляются подпольщики. Те, кто организует нападения на лагеря зомби.
Кинг показывает полную цепочку борьбы: активное действие подпольщиков вызывает ответную реакцию зомби-телепатов. Подпольщики сжигают стадо зомби, те сгоняют на место сожжения мирных «норми» и зверски убивают. В результате подпольщиков начинают бояться и ненавидеть их же собратья. Мол, сидели бы тихо, всем было бы лучше.
«Когда предатели перестают быть предателями? Ответ не заставил себя долго ждать: когда предатели становятся большинством. И с этого момента те, кто не был предателем, превращаются…
Что ж, если ты романтик, то называешь этих людей подпольщиками. Если ты не романтик, называешь изгоями.
А может просто преступниками».
Человечество это уже проходило: высадка кровожадных и жадных пиратов на мирные острова туземцев, захват земель индейцев Америки, вывоз пленных из Африки в рабство на хлопковые плантации, крестовые походы против неверных, фашистский режим и многое другое.
Человечество богато и на героев, и на созерцателей. Одни совершают подвиг, другие ищут причины поражения в других и сдаются без боя. Те, кто не готов принять новую реальность, просто идут в парк с кофе и булочкой, садятся на скамейку, и ждут пока их сметёт волной урагана, делая последнее селфи.
Каждый сам выбирает свою судьбу.
«Жажда выжить, что любовь. Обе слепы».
Читайте Кинга и выбирайте обдуманно. Надежда только на нас самих. Возможность посидеть на берегу и обдумать текущее - редкий случай в нашей заполненной событиями жизни.
«— Она сказала, по крайней мере мы что-то сделали. — Клай смотрел на быстро сгущающуюся темноту за окном. — А потом спросила их: «Что, вашу мать, сделали вы?»»
Анастасия Розанова