Найти в Дзене

"Утка" по ленд-лизу. Грузовик-амфибия GMC-DUKW-353.

Во время Второй Мировой Войны преодоление водных преград в ходе боевых действий на суше и во время десантных операций на морском побережье вызвали необходимость создания специальных сухопутных транспортных средств, способных так же держаться на воде, перевозя грузы и личный состав. Подобные экспериментальные машины создавались в 1920-х – 1930-х годах во многих странах, но производство серийных образцов автомобилей-амфибий сумели наладить только Германия и США. Осенью 1941 года крупнейшая американская автомобилестроительная фирма "Ford Motor Co" на базе опытного образца плавающей разведывательной машины фирмы "Marmont-Harrington" разработала легкий автомобиль-амфибию "Ford GPA" грузоподъемностью 0,375 кг, получивший по аналогии с джипом, название "Seep" (Seagoing jeep – мореходный джип). Но кроме лёгкой амфибии существовала потребность в большом плавающем автомобиле, которая смог бы загружаться личным составом и необходимым имуществом прямо у борта какого-либо транспортного су
Вездеход-амфибия DUKW-353. Фото яндекс.
Вездеход-амфибия DUKW-353. Фото яндекс.

Во время Второй Мировой Войны преодоление водных преград в ходе боевых действий на суше и во время десантных операций на морском побережье вызвали необходимость создания специальных сухопутных транспортных средств, способных так же держаться на воде, перевозя грузы и личный состав. Подобные экспериментальные машины создавались в 1920-х – 1930-х годах во многих странах, но производство серийных образцов автомобилей-амфибий сумели наладить только Германия и США. Осенью 1941 года крупнейшая американская автомобилестроительная фирма "Ford Motor Co" на базе опытного образца плавающей разведывательной машины фирмы "Marmont-Harrington" разработала легкий автомобиль-амфибию "Ford GPA" грузоподъемностью 0,375 кг, получивший по аналогии с джипом, название "Seep" (Seagoing jeep – мореходный джип).

Но кроме лёгкой амфибии существовала потребность в большом плавающем автомобиле, которая смог бы загружаться личным составом и необходимым имуществом прямо у борта какого-либо транспортного судна, переправлять это по воде, а затем ещё и самостоятельно выбираться на место высадки.
Основой послужило шасси от армейского грузовика GMC CCKW-353 6х6, который к тому моменту находился в массовом производстве.

GMC CCKW-353 6х6. Фото Яндекс.
GMC CCKW-353 6х6. Фото Яндекс.

Компания "Marmon Herrington" взялась за проектирование компоновки нового автомобиля-амфибии и справилась весьма успешно с этой задачей. Также она разработала и другие элементы, коробку отбора мощности, водный движитель, лебёдку, теплообменники двигателя, помпы. Корпус амфибии и внешний дизайн создавала другая компания, "Sparkman and Stephen". Кузов понтонного типа был изготовлен из 2-мм стали и монтировался на лонжеронной раме. Созданный грузовик-амфибия получил обозначение GMC DUKW-353, а в армии его прозвали "Duck" - утка.

GMC-DUKW-353. Фото Яндекс.
GMC-DUKW-353. Фото Яндекс.

Технические характеристики DUKW-353:
Масса, т: 6,5;
Длина, м: 9,45;
Ширина, м: 2,49;
Высота, м: 2,69 без пулеметной установки;
Экипаж (расчёт), чел.: 2-3
Двигатель: GMC (6 цилиндров, 4,4 л, карбюраторный)
Скорость, км/ч: на суше - 80, на воде – 10;
Удельная мощность, л.с./т: 14;
Мощность двигателя, л.с.: 91,5;
Запас хода, км: по суше - 354, по воде – 80;
Грузоподъемность, кг:
- на суше: 2429;
- на воде: 3500; Полная масса (с грузом и водителем), кг: 8758.

"Утка" поставлялась по ленд-лизу в Великобританию и Советский Союз. Советские DUKW-353 приняли участие в освобождении Восточной Европы и боях за Маньчжурию.
Всего поступило в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах - 586 амфибий, которые оказались очень полезны нашим войскам при форсировании водных преград.
Всего же с 1942 по конец 1945 года произведено 21247 GMC-DUKW-353. При этом амфибия оказалась настолько удачной, что до сих пор около 140 амфибий-Duck-ов используется в американских государственных учреждениях.

Ещё около 70-ти "Уток" используется в коммерческих целях, как универсальное транспортное средство для экскурсий, и заслуженные "ветераны" прошедшей войны теперь возят туристов.

В этом видео отрывок из американского киножурнала времён войны про амфибию -"Утку". (Видео с ютуб-канала okrajoe).

Если статья Вам понравилась, подписывайтесь на канал, есть ещё много интересного материала. Спасибо за Ваш интерес к статье и за "лайки".