Это всегда был брак по расчету, какими бы ни были обещания преданности, но когда Россия и Саудовская Аравия расстались в конце прошлой недели после спора о добыче нефти, это было похоже на множество разрывов: мгновенно ожесточенных.
Прошли, кажется, те времена, когда два самых волевых мировых лидера, Владимир Владимирович Путин и наследный принц Мухаммед бен Сальман, занимались маловероятным ухаживанием, чтобы поддержать цены на нефть и расширить свое влияние. Всего полгода назад саудовский министр энергетики назвал это “пока смерть не разлучит нас” союзом.
С падением цен на нефть и Российским государственным телевидением, обвиняющим Саудовскую Аравию в обвале рубля, королевство во вторник сигнализировало о том, что, казалось бы, было эскалацией.
Saudi Aramco, национальная нефтяная компания, заявила, что с 1 апреля она начнет предоставлять клиентам 12,3 млн баррелей в день. Это на 26 процентов больше ее выпуска до того, как рухнула сделка с Россией.
А взяв мертвой целью Москву, королевство предложило крутые скидки на апрельские поставки клиентам в Европе, что стало прямым ударом по одному из основных рынков России.
В условиях этой суматохи было неясно, какая страна может стать победителем в споре в долгосрочной перспективе, хотя обе до сих пор пострадали от падения цен.
Но распад был явной победой для одного близкого соратника господина Путина, Игоря Ивановича Сечина, главы крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть". Это был также переворот для националистически настроенных российских экономистов, намеренных наказать Соединенные Штаты, независимо от того, чего это будет стоить России.
Господин Сечин, который работал вместе с господином Путиным с 1990-х годов, когда они вместе служили чиновниками среднего звена в Санкт-Петербурге, в течение многих лет лоббировал сокращение добычи, предложенное саудовцами.
Эти сокращения направлены на то, чтобы поставить точку под нефтяными ценами, но г-н Сечин утверждал, что усилия по поддержанию высоких цен на нефть путем ограничения производства только подстегнули добычу сланцевой нефти в Соединенных Штатах. Это, сказал он в воскресенье, было “бессмысленно.”
Он был поддержан в этой долгой и до прошлой недели бесплодной кампании экономическими националистами в России. Они были ошеломлены соглашением с саудовцами, которое они рассматривали в основном как помощь Соединенным Штатам, где природный газ и нефть, добытые из сланцев, подорвали Газпром, энергетический гигант, находящийся под контролем государства в России, а также Роснефть, две опоры Российского государственного сектора.
Всплеск сланцевой добычи превратил США из крупного импортера нефти в крупнейшего мирового производителя нефти и все более важного экспортера, угрожая российским рынкам. Но добыча сланцевой нефти и газа обходится дорого, и Россия сейчас подсчитывает, что многие компании не смогут выжить, поскольку цены упадут ниже их точки безубыточности.
” Мы не готовы отдавать наш рынок тем, чьи производственные издержки выше наших", - заявил директор Института проблем глобализации, бывший экономист правительства Михаил Делягин. “Почему мы должны отказаться от нашего рынка?”
Гнев на сделку России с возглавляемой Саудовской Аравией Организацией стран-экспортеров нефти разгорелся, заявил господин Делягин, после того как США в январе объявили о планах экспортировать нефть в Китай — планируемый рынок для обширных и дорогостоящих нефтяных разработок в Сибири. Россия также обеспокоена тем, что другие высокозатратные производители, в том числе компании, откачивающие воду у берегов Бразилии, будут сокращаться на европейские и азиатские рынки, сказал он.
Но далеко не всех впечатлили доводы господина Сечина и националистов, по крайней мере, со стратегической и экономической точки зрения.
Сергей Гуриев, профессор экономики Sciences Po в Париже и бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, заявил, что торпедирование соглашения о добыче с ОПЕК “совсем не в интересах России”, поскольку оно только открыло ценовую войну с саудитами и вряд ли убьет конкуренцию со стороны американских сланцевых нефтяных компаний.
” Они не умрут, а только впадут в спячку", - сказал он об американских компаниях, которые будут увольнять рабочих и нафталиновые буровые установки до тех пор, пока цены не восстановятся до прибыльного уровня.
Все равно, добавил господин Гуриев, господин Сечин и другие в России выступают против союза с саудитами “с удовольствием стреляют себе в ногу, пока они могут стрелять и в американцев тоже.”
Такую статью, я нашел в одном влиятельном американском издании, а дальше - хотите верьте, хотите нет...
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал...