Найти тему
ЛюВеРа

Сокращаем затраты без сокращения штата.

Все мы в настоящее время находимся в достаточно сложных условиях. Хочу поделиться опытом, как сократить расходы на персонал, не прибегая к крайним мерам – сокращению штата.

В 2008 г. году меня свела судьба с мудрым и гуманным бизнесменом. Который предпринял очень интересные меры по сокращению расходов и без потери сотрудников. Самое интересное, что он не только успешно справился с кризисом, но и приобрел уважение и преданность коллектива. В последствие, данный метод был успешно опробован и в других организациях. В чем же он заключается?

Наверное, все Вы помните пословицу «Долг платежом красен». К сожалению, для многих бизнесменов сотрудники стали обезличенной массой людей, приносящих прибыль. Как то забылось, что у этих людей есть взгляды, мысли, проблемы, переживания и все то, что есть и у самих руководителей. А может быть стоит вспомнить, что, по сути, задачи примерно одинаковые, разница в масштабах. Все мы хотим быть здоровыми и спокойно жить в приемлемых условиях.

Ну ладно, давайте о методе.

Шаг 1:

Сначала надо понять, как надолго могут затянуться трудные времена для Вашей компании. Это зависит от вида деятельности и географии работы. Почему это необходимо сделать? Для того, чтобы оценить перспективы восстановления позиций компании или искать пути перепрофилирования под новые экономические условия.

Шаг 2:

Далее, надо понять, в чем конкретно будут заключаться Ваши трудности. Вариантов вообщем –то не много: упадет спрос или спрос будет приносить меньший доход из-за повышения цен на потребляемые компанией услуг и товары. Почему это важно сделать? Для того, чтобы принять грамотное решение по сотрудникам компании.

Важно результаты о времени затруднений рассматривать вместе с причиной трудностей. Почему так? Например: Ваша компания занимается ремонтом машин. Трудности для компании заключаются в дефиците запчастей для ремонта. Понятно, что, скорее всего, вопрос поставки запчастей будет решен при первой возможности, но цены на запчасти существенно подорожают.

Что мы имеем после осмысления: вряд ли упадет спрос на ремонт машин, отсутствие запчастей носит временных характер, а вот доход снизится пропорционально подорожанию запчастей. Конечно, можно повысить цену на ремонт, но стоит оценивать и покупательскую способность. У потребителей тоже кризис и, соответственно, они будут искать место ремонта где подешевле при том же качестве ремонта. К чему я все это, да к шагу 3.

Шаг 3:

Конечно, обдумав ситуацию, многие работодатели принимают решение о сокращении части сотрудников. Но, как показывает осмысление предыдущего примера, эта мера бывает поспешной. Почему? Да просто потому, что объем работы у компании не уменьшится. Вряд ли Вы в прошлом допускали, чтобы сотрудники в рабочее время били баклуши. А значит, после сокращения штата нагрузка на оставшихся сотрудников значительно увеличится, а значит, снизится качество выполняемой работы, а значит, увеличится количество недовольных клиентов. И как результат, Вы просто начнете терять клиентов.

Кто-то возразит: «Я сокращу обслуживающий персонал (юристов, бухгалтеров, экономистов)». Как показывает опыт последних лет, благодаря такой позиции в каждый кризис, специалисты так называемого бэк - офиса, работают не менее, а то и более производственного персонала. И кстати, грамотные специалисты, советом или своей работы, хоть и не видимо, экономят деньги компании, иногда, ни чуть не меньше, чем приносит производственный персонал.

Приведу простой пример: экономист – способный грамотно рассчитать себестоимость вида продукции поможет выбрать более прибыльную продукцию, юрист – грамотно составивший договор, защитит компанию от невыгодных условий и рисков, бухгалтер – грамотно составит отчетность и избавит кампанию от претензий контролирующих органов, инвесторов и контрагентов.

Поэтому, прежде чем с горяча сокращать обслуживающий персонал, хотя бы попытайтесь понять на сколько они загружены и как скажется на работе компании отсутствие сокращаемых сотрудников.

И так вернемся к шагу 3, в нем и есть секрет. Если после обдумывания Вы придете к выводу, что проблема спада спроса не затяжная, лоботрясов, которых Вы кормили по недоразумению предыдущие годы в компании нет, то вот Вам совет - инструкция:

1) Соберите всех, именно сотрудников;

2) Расскажите им о трудностях компании (время трудностей, последствие). Здесь важно донести до людей, что если не удастся принять какое-то здравое решение, то по пришествию некоторого времени все могут остаться без работы, так как компания может не пережить кризис или что от их решения зависит все ли сохранят свои рабочие места (т.к. компания в настоящий момент не может оплатить все и всем).

3) Предложите им самим выбрать (именно выбрать, а не сообщить решение) вариант сокращения расходов на свое содержание. Конечно, необходимо составить перечень возможных вариантов.

Так например:

- в отсутствие запчастей люди отгуливают ежегодные отпуска (тем более у многих большой запас неотгуленных отпускных дней).

- временно отказываемся от соц. пакета (компенсация фитнеса, обедов и т.д.)

- временно отказываемся от выплаты премий

- переходим на неполный рабочий день/неделю по загрузке

И т.д.

Уверена, что сами сотрудники смогут Вам предложить массу вариантов.

А теперь, почему стоит сделать именно так, а не иначе. Такое поведение позволит людям понять, что Вам не только думаете о прибыли компании, но и думаете о каждом из них как о части команды, как о человеке. Как я уже говорила выше, в настоящее нестабильное время все переживают, чтобы не остаться без работы. Поэтому сотрудникам будет проще потерять часть дохода, но иметь гарантированный доход, нежели потерять его вообще.

На этом, пожалуй, и все. Желаю Вам добра и здоровья. Надеюсь, что статья была Вам полезна.