Обучение и воспитание возникли с развитием человечества. Для того, чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т.д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями и преобретал навыки в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им.
Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, добавляя что-то новое. Так постепенно формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: материальном и духовном.
Духовное направление складывалось из правил обучения, советов и наставлений. Возникли заповеди-запреты и заповеди-разрешения.
Моральная суть в стремлении человека познать свое предназначение на Земле, понять ценность человеческой жизни в построении отношений между людьми.
В основе всех заповедей - главная мудрость, ставшая золотым правилом этики:
"Как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними".