Найти в Дзене
Донские Зори

Раздорские склоны. Вдоль Сухого Донца

В статье «Раздорские склоны. Знакомство» мы с вами расстались в момент нашего перемещения вдоль берега Дона. Нам пришло в голову добраться до следующего участка природного памятника, не выезжая обратно на асфальт. Единственная грунтовая дорога, по которой можно было проехать, проходила вдоль берега речки под названием Сухой Донец.

Это небольшая, длиной около 38 км, протока Северского Донца, текущая неподалёку от Раздорских склонов и впадающая в Дон выше станицы, за крутым поворотом реки. У неё есть ещё одно название — «Спорный Донец». Если название «Сухой Донец» ещё можно объяснить мелководностью речушки в межень, то возникает вопрос: а со «Спорным» как быть?

Сухой Донец — старое, давно заглохшее русло Северского Донца. И впадает он сегодня совсем не в том месте, где раньше. Вся гидрологическая картина этой местности за последние сто-двести лет изменилась неузнаваемо. Поэтому к этой небольшой ныне речушке нужно относится с должным пиететом: по ней когда-то ходили купеческие суда, на её берегах были средневековые крепости и первая казачья столица, Нижние Раздоры, располагалась напротив её широкого устья.

А мы тем временем добрались по нашей дороге до асфальта, только чудом ни разу не свалившись в колею и не завязнув лужах, встречающихся на каждых ста метрах дороги. И это в такую жару!

Галантно уступив дорогу «амазонке», неспешно гарцующей в направлении хутора Каныгин, мы перевалили через асфальт на очередной «грунт».

-2

Хутор Каныгин — удивительное место. Когда ко мне приезжают гости, я их везу именно туда, чтобы показать настоящий казачий хутор. Он ещё не утратил своей самобытности, как Старочеркасск, и здесь можно увидеть множество интересных деталей архитектуры и быта донских казаков.

Дорога вновь прижимается к берегу Сухого Донца. Здесь широкое и мелкое место — бывший брод. Живописные ивы на берегу, отдыхающее стадо коров — ради таких вневременных умиротворяющих картин стоит чаще выбираться из города!

Берег Сухого Донца
Берег Сухого Донца

... А дальше на северо-восток от хутора Каныгин склоны начинают напоминать Кавказ. Впечатление усиливается от того, что здесь в некоторых местах крутизна заросших лесом склонов превышает 50°. 

-5

Дорога ныряет в лес, и ехать по узкой террасе приходится очень осторожно. На обочине дороги появляются каменные глыбы. Мы въехали в «Каменники» — ещё один своеобразный уголок природы здешних мест.

Эти глыбы — кварцевые песчаники миоценового возраста, очень прочные. Крутизна этих склонов отчасти сохраняется благодаря бронирующему действию слоя этих песчаников, находящихся примерно на половине высоты. Нашли они применение и в хозяйстве — местные жернова часто изготовлены из них.

Дорога опускается в пойму и заканчивается небольшой поляной. Местная достопримечательность — огромный карагач. Дальше дороги нет, начинается устье громадной балки, о которой у меня есть свой рассказ — «Балка Медвежья. Много интересного, но медведей не встретили»

Жара взяла своё, и мы поспешили речке. Через пару минут я уже сидел на каменистом дне: только так вода достигала шеи. Речушка была мелка, довольно сильно заросла разнообразной водной растительностью, но течение было приличное, и скоро стало даже прохладно. Я полез разведывать «фарватер», но сделав только шаг в сторону понял, что я, оказывается, сидел на огромной каменной плите, занесённой песком.

Через пять минут стало понятно, что всё дно на этом участке состоит из больших каменных глыб, не всегда ровных — пара моих шумных падений вызвало даже паническое кряканье где-то впереди; а за поворотом, в месте впадения балки, речка вообще продиралась между огромными валунами.

Я вернулся к месту купания и вновь уселся на дно. Но расслабиться мне не дали. Кто-то очень чувствительно стал дёргать меня за волоски, произрастающие на уставших голенях. Внимательно присмотревшись, я увидел в прозрачной воде стаю мелких бычков, с упоением выполняющих задачу по эпиляции моего волосяного покрова. Шуганув их, я полез на берег сушить руки, чтобы взять камеру и отснять наглых рыбёшек. Вот он, Великий Эпилятор!

Бычок-эпилятор
Бычок-эпилятор

Пока я пытался сфокусироваться на выражении этой наглой морды, краем глаза заметил дивных созданий, порхающих над торчащими из воды колосками рдеста. Это были маленькие стрекозы, под названием красотки, с потрясающим глубоким синим цветом кружевных крыльев и отливающим изумрудным металлом брюшком. Таких стрекоз я встречал в наших краях не часто; моё первое знакомство с ними состоялось на лесной речке Усманке недалеко от Воронежа. Было приятно вновь увидеть эту красоту и здесь.

Вот такие встречи были на этой мелкой речушке, протекающей у подножья лесистых холмов. Ну, а на эти холмы мы с вами поднимемся уже в следующем рассказе...

Раздорские склоны
Раздорские склоны

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!