Найти тему
Сам у рай.Я

Кодекс Чести Самурая. Правельно и неправильно.

Воин должен глубоко понимать эти два качества. Если он знает, как делать одно и избе-

гать другого, он обрел бусидо. Правильное и неправильное – это не что иное, как добро и зло, и

хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать

добро считается утомительным, а поступать неправильно и делать зло – легким и приятным,

поэтому естественно, что многие склоняются к неправильному и злому и не любят правильное

и доброе. Но быть непостоянным и не различать правильное и неправильное противоречит

разуму, поэтому тот, кто различает их и при этом поступает неправильно, является не саму-

раем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому – неумение управлять собой. Само

по себе это, может, и не звучит так плохо, но если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды

идут от трусости. Поэтому я утверждаю, что самураю необходимо воздерживаться от непра-

вильного и стремиться к правильному.

В свершении правильного есть три степени. Например, человек отправляется в путеше-

ствие вместе с соседом, а у его спутника есть сто рё24 золота, которые он, чтобы не нести с

собой, оставляет в доме у этого человека до своего возвращения. При этом он никому ничего

не говорит. Во время путешествия спутник вдруг умирает от переедания, или апоплексии, или

еще чего-нибудь, так что не остается вообще никого, кто бы знал о деньгах. Иной, только из

сочувствия или сострадания, и без всяких злых мыслей, сразу же сообщает об этом родствен-

никам и возвращает им деньги. Поистине, этот человек поступает правильно. Другой пример.

Предположим, что сосед, отдавший деньги, был мало с кем знаком, а родственников у него

вообще нет, так что о деньгах никто не знает и даже никто не будет и спрашивать. И если тот

человек, у кого их оставили, не слишком чист душой, он может счесть их подарком судьбы и

подумать, что не будет ничего плохого в том, чтобы никому не говорить о них и оставить их у

себя. Но потом он вдруг устыдится своих грязных мыслей и вернет деньги. Это – правильный

поступок из чувства стыда, порожденного разумом. Наконец, может случиться так, что кто-

либо из семьи или из слуг вдруг узнает о деньгах, и человек, утаивший их, приходит в ужас

оттого, что о нем могут подумать или сказать в будущем, и потому возвращает все. Таков пра-

вильный поступок из чувства стыда, связанного с другими людьми. Но здесь мы можем спро-

сить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах. Поэтому едва ли мы можем назвать

его тем, кто, даже не зная, что является правильным, делает это.

Тем не менее в целом кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы

должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем

из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать пра-

вильно. Тогда это станет привычным, и со временем мы приобретем склонность к предпочте-

нию правильного и ненависти к неправильному.

То же касается и доблести. Рожденный храбрым спокойно бросится в битву под стрелы

и пули. Исполненный верности и долга, он сделает свое тело мишенью и будет спешить, являя

своей исключительной доблестью прекрасный пример для очевидцев. С другой стороны, может

быть и такой, у кого при виде опасности дрожат колени и сердце, но он идет вперед, ибо сты-

дится оказаться единственным среди своих товарищей, кто дрогнул в наступлении, он боится

потерять лицо. Так он укрепляет свою решимость и спешит вслед за храбрецом. Хотя он значи-

тельно слабее рожденного храбрым, но после нескольких битв он привыкает и обретает опору,

так что со временем его храбрость укрепляется и он становится воином ничуть не худшим,

чем рожденный храбрым. Поэтому в свершении правильного и доблести нет иного начала,

кроме чувства стыда. Ибо если человек говорит о неправильном, что это не имеет значения,

и поступает неправильно; если, видя труса, он лишь смеется и тоже говорит, что это не имеет

значения, – как же тогда возможно обучить такого?

-2