Сейчас часто приходится слышать, что СМИ необоснованно раздувают истерию по поводу несуществующей угрозы коронавируса. Дескать, вирус как вирус, ничего в нем особенного нет. В связи с этим хочется вспомнить, что же было тогда, когда пресса «постеснялась» раздувать истерию.
В начале XX века эпидемий гриппа не было. Были вспышки заболеваемости, но не слишком частые. Поэтому то, что произошло в 1918 году, было полной неожиданностью для медиков всех стран. А началось всё со сравнительно безобидного весеннего сообщения британского информационного агентства. В сообщении говорилось об обнаружении на территории Испании какой-то странной новой болезни.
На самом деле эпидемия началась ещё раньше. И не в Испании, а в США. С территории «колыбели демократии» вирус перекочевал в Европу, где и начал победное шествие по миру. Причем первоначально вирус не был столь смертоносным. Во время распространения первой волны эпидемии больные, как правило, выздоравливали. Поэтому об эпидемии решили не сообщать. Шла война, действовала цензура, да и зачем расстраивать порядочных людей сообщениями о новых болезнях.
«Независимая» американская пресса естественно «независимо» от властей героически промолчала и не стала поднимать панику. Не менее «независимая» европейская пресса тоже не стала слишком усердствовать. Поэтому, когда осенью 1918 года мутировавший вирус вновь посетил человечество, люди оказались к этому абсолютно не готовы. Вторая волна вируса оказалась просто катастрофической. При меньшем проценте заболевших, эта волна эпидемии отличалась заметно большей смертностью.
В феврале 1919 последовала третья волна эпидемии. В России в 1918-1919 годах в среднем численность погибших от числа заболевших доходила до 20 %. Как ни странно, в первую очередь «испанка» поражала молодых людей. Именно у молодых людей чаще всего возникали осложнения, приводившие к тяжелому течению болезни. Интересно также, что для некоторых групп населения вирус был более опасен. Например, в США смертность среди чернокожих от «испанки» была выше, чем среди белых. Молчание прессы и бездействие властей привели к тому, что карантинные мероприятия были половинчатыми и запоздалыми. Общее число погибших от эпидемии 1918-1919 гг. по разным оценкам составило 40-50 млн. человек. Причины возникновения вируса испанского гриппа до сих пор не выяснены. Причины столь часто возникавших осложнений также установить не удалось.