Чего сидим? Кого ждём?
Именно этот вопрос беспокоил рядовых французов после того, как Законодательное Собрание объявило войну королю Богемии и Венгрии. Мол, война вот она, началась… но почему мы не видим, чтобы армия, генералы и дворяне (казалось бы, причём тут дворяне?) куда-то там шли воевать? А тут ещё и действия потерявшего доверие граждан короля, который дал отставку ряду очень уважаемых людей… в общем, нет повода не подраться!
“…французской конституции угрожают столь же внутренние мятежники, сколь и внешние враги.“
Очень уважаемый кафедрой БиПД умеренный Лафайет
Ровно как якобинцы (радикальные антимонархисты) уже использовали народные массы в своих целях, точно также умеренные монархисты-жирондисты решили опереться на те же самые народные массы. В общем, вы понимаете, к чему всё ведёт.
Раскол между французами третьего сословия времён расстрела на Марсовом Поле усиливался.
Отставить оружие!
Парижская Коммуна почему-то была против оружия. Так что, после препирательств, каким-то чудом не закончившихся стрельбой, шествие состоялось мирное, а не вооружённое. Ну… как бы. Потому что когда нацгвардейцам приказали сопровождать шествие для поддержания порядка, нацгвардейцы взяли, да расстворились в толпе демонстрантов. Вместе с оружием, ога.
Так что, мирное шествие мирно заполонило здание и мирно зачитало петицию, в которой были жалобы на то, что армия во время войны, чёрт возьми, не воюет. Также, эта петиция требовала от короля исполнить свои обязанности перед народом. В смысле, пойти и повоевать.
Затем толпа мирно окружила дворец. И нацгвардия, этот дворец охранявшая, решила, что не будет ничего страшного, если пропустить мирное шествие, в котором то и дело видны ребята с мушкетами. Внутренняя охрана тоже вспомнила про срочные дела и куда-то побежала. В итоге толпа добралась до Людовика и окружила его.
По словам Мишеля Вовеля[fr], «со свойственным ему недеятельным мужеством» король в течение двух часов[1] безропотно выносил «дефиле» толпы, согласился надеть фригийский колпак и выпил за здоровье нации, чтобы прервать брань Лежандра, говорившего «Месье, вы предатель, вы постоянно нас обманываете, вы нас опять обманете», но отказался отозвать своё вето и восстановить в должности жирондистских министров[3], ссылаясь на закон и на конституцию.
Спасибо, Вики-тян.
С меня хватит!
Очень уважаемый нами Лафайет после известий о “классном митинге” психанул, бросил армию (в смысле, самовольно покинул пост) и завалился в Законодательное Собрание с требованиями принять меры против якобинцев. Якобинцы нервно заикали и потребовали принять меры против Лафайета. Однако никому никаких мер добиться не удалось. Плюнув на всех Лафайет даже предложил королю личную протецию, но король отказался, опасаясь, что переезд в Компьень, где Лафайет держит свои войска, может привести к дальнейшей эскалации конфликта. Нужно было хотя бы немного обождать после недавнего неудачного побега.
В общем, как вы поняли, Людовик проявлял нерешительность. Некоторые источники считают, что это больше похоже на общественную игру с надеждой завоевать общественное мнение, однако, по мне больше похоже на то, что недавний срыв побега подорвал уверенность монарха и тот поддался знаменитому когнитивному искажению “недооценка бездействия”, которое заставляет бояться провала действия больше, чем любых негативных последствий ничегонеделанья. По крайней мере, таково моё непопулярное мнение.