1944 год. Немцы приграничных районов тревожно прислушивались к незнакомым раскатам грома. С каждым днем этот гром перекатывался всё громче. К Восточной Пруссии приближался советский вал...
До лета 1944 года ничего не говорило о Второй мировой войне в этом крайнем углу Германии, оказавшимся глубоким тылом. Только катили по дорогам в Россию бесконечные военные эшелоны, и плавал туда-сюда военно-морской флот. В этот оазис, далекий от союзных бомбежек, устремились черные от копоти беженцы сгоревших городов центральной Германии.
И хотя Третий Рейх проигрывал в сжимающемся кольце врагов, пропаганда и запрет говорить о поражении сделали свое дело. Заводы работали, коровы доились, колосилась немецкая рожь. А в ресторанах красивейшего Кенигсберга играла музыка, и был слышен смех. Словно и нет войны.
Все изменилось 23 июня 1944 года, когда началось наступление СССР в Беларуси, быстро опрокинувшее всю группу армий "Центр". Истребляя немецкие дивизии, советские войска быстро приближались к прусскому раю с востока. Разговоры об этом приравнивались к паникерству. И население ничего не знало о крахе Восточного фронта.
Гром с Востока
Но нарастающий гром с Востока вселял в бюргеров страх. А мимо спокойных сел и городов потянулись первые обозы разбитых дивизий, понеслись по берлинскому шоссе пыльные машины перепуганных нацистов, потерявших русские вотчины. Теперь в планы партии не входило успокаивать народ.
Получив от Гитлера пост рейхскомиссара обороны Восточной Пруссии, гауляйтер (губернатор) Эрих Кох развернул масштабную компанию по превращению региона в неприступную крепость. Райские дни закончились.
15 июля 1944 десятки тысяч детей, стариков и женщин отправились рыть "Вал Коха" за 20 километров от немецкой границы на польской и литовской земле. Они рыли противотанковые рвы и устанавливали надолбы, рыли траншеи для вермахта и ставили гнезда для пулеметов.
Кох - карьерист и авантюрист, не жалел сил и денег, чтобы показать фюреру отвагу и намерение стоять до конца. Чтобы сдержать танковые клинья коммунистов, гауляйтер приказал вкапывать в землю Пруссии бетонные яйца для одиночки с фаустпатроном. Эти горшки Коха останутся пустыми, никто не захочет лезть в эту могилу.
"Вал Коха" и вся усилия населения тоже оказались бесполезными. Операция "Багратион" развивалась столь стремительно, что пока гражданские доделывали южный край рубежа, на северном уже стояли русские танки.
В начале августа 1944 за разбитой группой армий "Центр" к прусской границе приблизились 2-й и 3-й Белорусские фронты...
Горе - строители Коха разбежались по домам, освободив место побитым немецким дивизиям. Ценой невероятных усилий и благодаря потерям советских ударных корпусов, вермахту удалось стабилизировать фронт недалеко от границы Восточной Пруссии.
Накануне
Но Кох не унимался и продолжал строить из региона народную крепость. "Восточная Пруссия останется немецкой!" - твердил гауляйтер и гнал народ на постройку новых окопов.
Вокруг Кенигсберга была создана мощная система ПВО. А цепь фортов 1871 года вернули из небытия времен, пытаясь приспособить к возможной обороне столицы. Гауляйтер запретил эвакуацию гражданского населения, убеждая, что советские солдаты не войдут на немецкую землю. Его мэры на местах твердили тоже самое.
На фронте царило спокойствие, надежда стала возвращаться в прусские души...
Но новый удар быстро вернул страх и стал предзнаменованием ужасного будущего. 26-30 августа 800 "Ланкастеров" британской авиаэскадры, превратили центр Кенигсберга в пыль.
Город никогда не бомбили и десятки тысяч людей, тевтонские святыни и средневековые ценности сгорели в очистительном огне расплаты за Адольфа Гитлера.
А осенью 1944 началось новое наступление 4-х советских фронтов. Сокрушительные удары по Прибалтике разорвали единый немецкий фронт. Загнали группу армий "Север" в Курляндский котел вместе с латвийскими и эстонскими дивизиями СС.
Затем 3-й Белорусский фронт попытался в октябре овладеть Кенигсбергом. Группа армий "Центр", отошедшая в Восточную Пруссию остановила армаду Черняховского. Но в отдельных районах русские позиции ушли на 40 километров вглубь.
Советский солдат вступил на немецкую землю. Наступил новый, 1945 год. И каждому пруссаку было ясно, что он станет последним.
ДАЛЬШЕ >> 2/3 Фольксштурм << (жми)
👍 вверх и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен © А.Лукинский
1945. Год Победы: 1 Пролог I том 1"Кенигсберг"I 1 Перед ударом
Оглавление книг и лекций - << жми