Петр Аркадьевич Столыпин - председатель Совета министров и министр внутренних дел Российской империи - был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киеве во время торжеств, посвященных открытию памятника Александру II.
С тех пор среди профессиональных историков и широкого круга любителей не утихают споры о том, кто и за что лишил жизни великого русского реформатора и просто хорошего человека?
Петр Столыпин был назначен "премьер-министром" и главой МВД в 1906 г. после того, как царь распустил правительство С.Ю. Витте. На новом посту Столыпин первым делом запустил реформу крестьянского землевладения и начал целенаправленно разрушать поземельную общину с ее "переделами" и фискальной круговой порукой. Душа реформатора стремилась превратить русских крестьян в свободных сельских аграриев по типу литовских и польских хуторян.
Помимо аграрных преобразований Столыпин наметил целый комплекс кардинальных перемен (об этом ниже), но приступить к ним так и не смог. Во-первых, много времени и сил у него отнимала крестьянская реформа, а, в-вторых, помешала преждевременная смерть.
Была и третья причина, по которой председатель правительства не смог бы начать новые реформы. Состояла она в том, что к нему резко охладел Николай II. К 1911 г. отношения царя и премьера испортились настолько, что все вокруг, и даже сам Столыпин, понимали - близится неминуемая отставка. Вдобавок, врачи обнаружили у Столыпина стенокардию, и он всерьез опасался за свое здоровье. "Не знаю, могу ли я долго прожить", - признавался он своему младшему брату Александру.
Все эти обстоятельства говорят в пользу того, что убийство Столыпина вряд ли могло быть "заказано" кем-то из высших сановников государства, на что обожали намекать советские "столыпиноведы". Столыпин, конечно, рассчитывал на вторичное назначение после кратковременной отставки, но это были наивные и совершенно несбыточные планы. (Почему он всерьез надеялся вернуться в правительство см. здесь). А убивать экс-председателя правительства не было никакого смысла - отстраненный от дел, он не мог бы влиять на принятие государственных решений.
По этой же самой причине совершенно невероятным выглядит предположение, будто убийство Столыпина подготовили и оплатили французские масоны. Одно только имя этих таинственных "людей Х" до сих пор внушает обывателю священный ужас. Но если масоны - такие влиятельные и осведомленные люди, если масонские ложи понатыканы во всех столицах всех без исключения стран мира, то "братья" просто обязаны были знать о близкой отставке премьер-министра России.
Спрашивается, зачем же им нужно было рисковать, зачем нужно было ввязываясь в преступление международного уровня, если избавиться от Петра Столыпина можно было, просто дождавшись соответствующего решения царя. Кроме того, ложа Великий восток народов России, учрежденная в Москве в 1912 г., хотя и называлась "масонской", французскими масонами не признавалась из-за ее политической направленности. Масоны, может, и были наследниками идеалов французской революции, но к методам русских революционных террористов не имели никакого отношения.
Гораздо правдоподобнее звучит версия о том, что убийца Столыпина - Дмитрий Багров - лично ненавидел премьер-министра, считал его реакционером и оголтелым черносотенцем. Есть сведения, согласно которым примерно за год до покушения Багров будто бы говорил эсеру Е. Лазареву:
«Я еврей и позвольте вам напомнить, что мы и до сих пор живем под господством черносотенных вождей… Вы знаете, что властным руководителем идущей теперь дикой реакции является Столыпин. Я прихожу к вам и говорю, что я решил устранить его…»
Жаль только, что О.А. Платонов, опубликовавший эту цитату, не указал на источник ее происхождения.
Читать продолжение
Читать все выпуски канала ИстПросвет