Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.
Древний Египет
Стандарты красоты Древнего Египта нам намного ближе, чем первобытные. Привлекательной в то время считалась худая девушка с тонкой талией, стройными ногами, маленькой грудью и узкими бедрами. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, желательно зеленого цвета, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.
В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама. Брови девушки подкрашивали черным, а глаза обводили зеленым. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них закапывали сок белладонны. Соком едких растений натирали и щеки, чтоб вызвать румянец. Египтянки ходили босиком, а чтобы скрыть черноту своих стоп, они красили их. В Древнем Египте женщины коротко стригли волосы и носили парики. Парик был признаком богатства, он определял социальное положение обладательницы: чем знатнее и богаче была дама, тем больше был ее парик. И, наконец, идеальная египетская женщина была вечно молода.
Древняя Индия
В Древней Индии красивая фигура ценилась намного больше, чем красивое лицо. Тонкая талия, пышные грудь и бедра – вот те параметры, по которым оценивали красоту дамы. Между прочим, тогда считалось комплиментом фраза "красива, как корова". Также довольно часто, чтобы сделать женщине приятное, ее бедра сравнивали с бедрами слона. Самой привлекательной частью женского тела считался живот. Красавицы должны были уметь грациозно двигаться, танцевать. Выходить в свет без украшений было неприлично.
Средневековье
В эпоху Средневековья яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура – маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.
В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.
Эпоха буржуазных революций
Стандарты красоты вновь кардинально изменились в эпоху буржуазных революций. Праздность и безделье остаются в прошлом, на первый план выходит человек действия. Красивая женщина той эпохи должна была воплощать в себе "монументальную женственность", именно так описал этот тип Гейне. У девушки должны были быть величественные плечи, крепкая грудь, большие и округлые бедра. Для того чтобы приобрести нужные формы, женщины прибегали к некоторым хитростям. Например, на платья на плечах и сзади на бедрах прикреплялись ленты, банты и всевозможные украшения из ткани.
XX век. 20-50-е годы
Начало столетия — эпоха упадка. Красота возводилась в культ. В моде — образ бледной, томной и печальной красавицы. Его воплощением стала Анна Павлова — балерина, исполняющая роль умирающего лебедя.
В 20-х гг. XX века признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью — изящный профиль, большие глаза. Таинственная и недосягаемая Гарбо была невероятно сексуальна, и в те времена была настоящим воплощением греха. Она была одновременно невероятно женственной и мужественной и поэтому стала эталоном андрогинного типа красоты.
В межвоенную эпоху 30-х годов в моду входят роскошь, элегантность. Естественная красота была совершенно непопулярна. Если женщина хотела считаться привлекательной, она должна была быть ухоженной. Совершенно недопустимым считалось появление в обществе без макияжа. Эталоном красоты той эпохи стала Джин Харлоу — платиновая блондинка с безупречной укладкой в откровенно сексуальном и женственном наряде.
В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. Шик и роскошь становятся непопулярными. Красивая женщина должна была быть не таинственной, нежной и мягкой, а смелой, решительной и активной. Эталон красоты — шатенка с кукольной внешностью. Один из самых запоминающихся образов тех лет — полуобнаженная Рита Хейворт на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини.
В 50-х годах в моду входит сексапильность. Идеальная девушка того времени должна была обладать красивым бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро. Она была притягательна, женственна, эротична и вместе с тем доступна. В образе Монро не было загадок. Она стала классической блондинкой — красивой, наивной, немного порочной.
60-90-е годы
В 60-е годы мода на женственность меняется на подростковый идеал красоты. Знаковое явление того времени — выпуск первой куклы Барби. У нее длинные и худые ноги, плоский живот и небольшая грудь. Одной из самых популярных актрис в 60-е была Брижит Бардо. Она естественная, немного нескладная и сексуальная. Вместо идеальной укладки на голове Бардо были спутанные, выгоревшие на солнце волосы. Поведение нового идеала — вызывающее и провокационное. Образ женщины-ребенка, ставший популярным благодаря изобретению мини-юбок, отлично удавался Твигги с ее полудетским выражением лица, вздернутым носиком и хрупкой фигурой.
70-е ознаменовались политическими выступлениями, молодежными бунтами и сексуальной революцией. Новый идеал — сильная, уверенная в себе девушка с четкой гражданской позицией. Актриса Джейн Фонда снялась в фильме "Барбарелла" в роли смелой астронавтки, исследующей другие цивилизации, и стала символом того времени. Она придумала новый стандарт красоты — здоровое, спортивное, сильное тело. 70-е — это эпоха стиля хиппи и имиджа а-ля подружка рок-звезды. 70-е стали временем спорной красоты, но неоспоримой индивидуальности.
К 80-м эталоном красоты стала высокая девушка с подтянутой фигурой, широкими плечами и длинными ногами. Этот образ воплотила актриса Ким Бейсинджер — блондинка с голубыми глазами, аккуратным носиком и пухлыми чувственными губами.
В 90-е годы идеалами красоты становятся уже не актрисы, а супермодели. Они блистают на подиумах и в жизни. Модели получают немыслимые гонорары только за привлекательную внешность. Самые известные имена в 90-х — Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. В это время появляется понятие идеальных пропорций тела: 90-60-90. Время точеных женских форм, отшлифованных модными диетами и спортом. Однако в середине 90-х тотальная женственность сметается эпохой гранжа и унисекса — эпохой, которая требует новых лиц. Потому появление юной и хрупкой Кейт Мосс было ожидаемо и предсказуемо, как появление Твигги тогда, в 60-х.
Перешагнув через рубеж веков, мир моды восхищается славянской красотой. Русские модели оккупируют парижские, миланские, нью-йоркские подиумы. Популярность очаровательной Натальи Водяновой — чуть раскосые глаза, густые брови, русалочья улыбка — открывает двери в мировую моду и другим русским красавицам.