Продолжение рассказа о выдающейся группе христианского рока и современной христианской музыки. Начало тут.
Я остановился на том, что в 1986 году в группу Petra пришел новый вокалист Джон Шлитт. И это ознаменовало наступление пика многолетней карьеры американских рокеров.
Для начала в том же 86-ом был записан переходный альбом "Back to The Street". Кроме нового певца были приглашены новые продюсеры братья Элефанте. Джон - бывший клавишник и вокалист группы Kansas. И Дино, писавший для Kansas песни и имевший опыт продюсирования христианских рок-команд. Результатом стала работа ещё более похожая на Kansas времен "Drastic Measures" и"Power", чем всё что было создано Petra до того в 80-е. Клавишные пассажи остались на месте, но гитара Боба Хартмана вновь получила бОльшую роль в звуковой палитре. И хотя критика сочла альбом обычным для группы, он был номинирован на премию Грэмми, но не получил её.
Две вещи с альбома. Типичный американский звук в духе не самых экстремальных хард-роковых традиций.
Следующий диск "This Means War!" (1987) был посвящен теме духовной войны Христа и его последователей с Сатаной. Войне, в которой Сатана уже по определению проиграл. Заодно был кинут камушек в огород телепроповедников, считавших весь рок в целом, и Petra в частности, орудием дьявола.
Ютуб-канал jonke38. Видео не очень качественное, но зато дает представление как Petra выглядели "живьем".
"This Means War!" окончательно утвердил наступление новой эры в истории группы. С предыдущим вокалистом (Грегом Вольцем) группа уверенней чувствовала себя в комфортабельной стилистике современной музыки для взрослых (adult contemporary). Теперь же обладающий настоящим хард-рок тенором, а-ля Кевин ДюБроу из Quiet Riot, Джон Шлитт добавил в звук команды агрессии и напора и дал новый импульс к развитию коллектива.
Тема духовной битвы, с попыткой донести воззвание до христианской молодежи, была продолжена и на следующем лонгплее Petra "On Fire!" (1989). Он получился, наверное, самым "тяжелым" в дискографии команды. В нем хард-рок местами граничил с хэви-металом.
Ютуб-канал paulo pereira. Вступительное слово к видео произносит новый басист группы Ронни Кейтс (Ronny Cates).
И сам альбом, и отдельные синглы с него вновь попали на первые места всевозможных и христианских и светских хит-парадов. Вместе с альбомом был выпущен 20-минутный фильм "On Fire Video Event", где серия музыкальных клипов была соединена небольшими устными выступлениями музыкантов. Фильм был отмечен премией Dove Award за достижения в области христианской музыкальной индустрии.
Ютуб-канал Steve Ray. Традиционная для группы весьма недурственная баллада.
Успех последовавших за выходом "On Fire!" гастролей, которые Petra проводила совместно с известным проповедником Джошем МакДауэллом, обеспечили коллективу доверие священнослужителей и лидеров молодежных христианских организаций. Результатом встречи группы с наиболее авторитетными из них и достигнутых на ней договоренностей стал альбом "Petra Praise: The Rock Cries Out" (1989). На нем Petra попробовали себя в жанре "praise-and-worship songs", песен, возносящих хвалу Господу и исполняемых верующими некоторых христианских конфессий вместе с церковным хором. Наряду с традиционными, практически "скрепными", для этого жанра вещами, сыгранными в хард-рок стилистике, группа добавила в трек-лист парочку своих рок-композиций. Получилось своеобразно.
Альбом отлично продавался и получил "золотой" статус.
На этой волне и был издан самый успешный в долгой карьере группы альбом "Beyond Belief" (1990). Вновь обласканный вниманием критики, удостоенный всевозможных наград и номинаций, попавший в чарты, отлично продававшийся "Beyond Belief" вывел Petra на уровень таких стадионных монстров как Kiss, Def Leppard и Aerosmith.
Ютуб-канал Davi Mello
Памятуя об успехе видео "On Fire Video Event" альбом вновь сопровождался небольшим концептуальным фильмом "Beyond Belief Video Album", где персонажи взаимодействуют с группой между шестью музыкальными клипами.
Ютуб-канал metalfranlazar777
Находясь на пике успеха музыканты решили немного разнообразить успешно работавшую хард-арена-рок формулу, добавив госпел-хор и немного блюзового звучания в запись. Кроме того, на "Unseen Power" (1991) был сделан более сильный акцент на ритм-секцию. "Unseen Power"впервые распространялся не через христианскую, а через светскую рекорд-компанию Epic.
В следующем 1992-ом Petra первой из христианских рок-банд попала на экраны, установленные в залах Hard Rock Cafe, и выступила перед 40-тысячной аудиторией Farm Aid в Техасе вместе с Lynyrd Skynyrd, Вилли Нельсоном, Нилом Янгом, Джоном Мелленкампом и другими известными исполнителями.
Последний альбом "золотой" эры "Wake Up Call" (1993) вышел на фоне сильно изменившегося музыкального пейзажа. Многие субстили хард-рока и хэви-метала пришли в упадок под напором альтернативно-гранжевого бума. Petra попробовали уйти от заводных хардовых боевиков в сторону среднетемповых вещей и полу-баллад. То ли фокус удался, то ли велика была ещё сила инерции от предыдущих суперуспешных релизов, но запись которую сам лидер коллектива Боб Хартман охарактеризовал как "не знаю, что получилось, но это точно не диско", вновь была отмечена наградами и неплохо продавалась.
Однако, после тура в поддержку альбома Хартман заявил о том, прекращает свою концертную деятельность, а будет лишь участвовать в написании песен и работать в студии. Лидером группы становится Джон Шлитт. Стараясь ещё раз ухватить птицу-удачу за хвост, группа на "No Doubt" (1995) меняет стилистику . Приспосабливает её как может к новому модному электронно-альтернативному саунду. Это всё ещё хард, но ориентированный на более молодую аудиторию. На "Petra Praise 2: We Need Jesus" (1997) команда делает попытку расширить инструментарий за счет применения акустических гитар, мандолин, дополнительных клавишных. Делает крен в сторону большей поп-ориентированности. Эти два альбома ещё попадают в чарты и номинации. В данном случае уж точно по инерции. Однако продажи снижаются, популярность падает, а критика безжалостна, называя попытки изменений неубедительными и неудачными и даже приклеивая группе обидный термин "религиозный музак - religious muzak". "God Fixation" (1998) выходит совсем уныло альтернативным, а попытку перезаписать известные хиты группы в акустическом формате на "Double Take" (2000) оставшиеся поклонники принимают в штыки. Всё это сопровождается многочисленным сменами состава. Гладкий, прилизанный и ничем не выдающийся "Revival" (2001) ситуацию не меняет.
Однако последний аккорд истории оказался не столь грустным. В Petra вернулся как полноправный участник Боб Хартман. С его участием была выдана "лебединая песня" коллектива вновь после большого перерыва виде заводного хард-рока, граничащего с металом. "Jekyll and Hyde" (2003) вернул группу в чарты и был номинирован на Грэмми. Критика и публика сошлись во мнении, что этот альбом был самым большим музыкальным сюрпризом года.
А напоследок был записан концертный CD/DVD с символическим названием "Прощание" - "Farewell" (2005).
На этом всё. Группа существовала и далее в разных конфигурациях и выступала на избранных фестивалях и концертах. Даже что-то выпускала, но такая деятельность присуща многим заслуженным в прошлом исполнителям и относится скорее к ностальгии и желанию чуть-чуть пополнить банковский счет чем к музыке.
Подводя итог, хочу сказать вот что. Довольно странно, что группа, продавшая 10 миллионов своих пластинок и получившая 4 премии Грэмми (и ещё 9 раз номинированная), музыкально в лучшие свои моменты очень похожая на изрядно популярные в нашей стране коллективы, прошла абсолютно незамеченной среди отечественных любителей рока. Неужели виной тому религиозная тематика их песен? Маловероятно. Или может причина в совершенно четкой ориентированности их творчества на американский рынок? Более похоже на правду.
Продолжение христианской музыки будет. В следующий раз поговорим о такой её разновидности как christian metal.