Розничная выручка владельца «Пятерочки» и «Перекрестка» в 2019 году достигла 1,7 трлн рублей, у «Магнита» - 1,3 трлн. «Дикси», «Ашан», «Лента» и другие лидеры рынка наторговали на сотни миллиардов. Но сколько на самом деле денег получили владельцы бизнеса?
Ответ простой: при самом благоприятном раскладе - до 2-3%. Это если экономическая ситуация в стране благоприятна и показатели сети в целом выше рынка. Во многих же случаях крупнейшие игроки имеют чистую прибыль в пределах 1%, а многие из них и вовсе работают в убыток. И за примером ходить далеко не нужно - тот же «Ашан» в России в последние годы убыточен.
Куда на самом деле уходят деньги?
Если посмотреть на финансовые отчеты публичных компаний, занимающихся розничной торговлей, становится очевидно, что заработать даже 2% сегодня задача почти непосильная для большинства.
Что говорят о расходах в X5 Retail Group, управляющей крупнейшей в России торговой сетью?
Около 8-10% товарооборот уходит на оплату персонала. Разумеется, получающие по 100 рублей в час кассиры и сотрудники торговых залов - это не все траты компании. Есть еще десятки тысяч офисных работников, заплаты которых в несколько раз выше. А также специальное подразделение аналитиков и специалистов высокой квалификации, которые получают зарплаты, в несколько раз превышающие средние по рынку. А еще топ-менеджмент, который имеет мультимиллионные доходы, обычно вне зависимости оттого, насколько эффективной остается сеть. В случае с «Пятерочкой» в 2019 году расходы на персонал составили более 140 млрд рублей.
Еще есть большие расходы на аренду. В частности в сети «Пятерочка» более 17 000 магазинов, и значительная часть из них работает на арендованных площадях. Ежегодно компания платит арендодателям около 70-80 млрд рублей в год.
На коммунальные расходы приходится лишь 2% торговой выручки ритейлера, что эквивалентно 30-40 млрд рублей в год. Существуют еще и другие расходы, включая выплаты контрагентам - на все «прочие» приходится еще около 3%, или 50 млрд.
Куда еще уходят деньги, которые покупатели приносят магазинам?
Не считая стандартных расходов (коммерческих, административных и проч.), у каждой розничной сети существует и список непредвиденных расходов, которые могут составлять десятки и сотни миллиардов рублей в год.
В частности, X5 Retail Group в 2019 году приняла непростое для себя решение переформатировать и закрыть большую часть магазинов под брендом «Карусель». Известно, что эта программа потребовала от компании почти 14% всего товарооборота за год. Потери на трансформацию бизнеса гипермаркетов составили более 60 млрд рублей.
А еще включаются такие непредвиденные расходы, как восстановление магазинов или распределительных центров после пожаров, проблемные ситуации и иски от поставщиков и контрагентов. Плюс, расходы по кредитам (а торговые сети сильно закредитованы на много лет вперед). А также расходы на форс-мажорные ситуации, например, из-за временной приостановке лицензий или полного закрытия магазинов.
Что получается в итоге? Из 1,7 трлн рублей, которые ритейлер заработал на торговле продуктами питания и товарами повседневного спроса, чистой прибыли осталось лишь немногим больше 25 млрд рублей, то есть 1,5%. И это достаточно неплохой показатель. У многих крупных продуктовых ритейлеров прибыль еще меньше, а некоторые (не будем снова показывать пальцем) и вовсе не зарабатывают ничего.