Найти тему
Left Brain

(7 часть) Базовые модели лидерства. Описание типажей лидеров

Оглавление
Рис.1. Базовые модели лидерства
Рис.1. Базовые модели лидерства

Краткие описания типажей

«Командир»

Стремится тщательно анализировать ситуации и принимать только обоснованные решения. Управляет по правилам, с помощью формирования системы взаимоотношений и взаимодействия. Стремится использовать потенциал подчинённых. Формирует чёткую структуру, распределяет обязанности, делегирует полномочия. Очень эффективен в условиях плавного, эволюционного развития.

Иногда склонен затягивать нужные преобразования или решения, так как излишне концентрируется на деталях. Может испытывать трудности при управлении подчинёнными «иррационального» склада или с некорректным стилем поведения.

«Атаман»

Может быстро решить любую проблему, очень оперативен. Умеет сплотить людей для разовой работы. Может воодушевить подчинённых, внушить им оптимизм, побудить к действию, сдвинуть с места.

Стремится учесть все факторы для решения, но делает это интуитивно, наугад, методом проб и ошибок. Не умеет создавать алгоритмы, которые бы позволили его сотрудникам работать без его непосредственного участия, самостоятельно, соблюдать установленные стандарты. Из-за этого работа может «разваливаться» без его присутствия.

«Кукловод»

Как правило, считает себя самым хитрым. Сильная личность, умеет устанавливать свои «правила игры». Проблема в том, что эти правила не понятны сотрудникам, от которых требуется самостоятельно догадываться о них. Правила часто меняет, любит держать подчинённых в страхе. Расстаётся с «непонимающими» без сожаления, в компании поощряет интриги и конфронтацию между людьми и подразделениями.

Ориентирован на достижение цели, этические вопросы и интересы людей его беспокоят мало. В итоге не может собрать и удержать профессиональную команду. Выигрывает в условиях высокой неопределённости, при низком уровне конкуренции в сегменте или если успел собрать огромные материальные активы, которые защищают его от более «системных игроков».

«Диктатор»

Типичный силовой лидер. Для него цель всегда оправдывает средства. Людей воспринимает как ресурс, использует их в своих интересах. Устанавливает жёсткие правила и требует от всех их неуклонного соблюдения. Сам, кстати, может их игнорировать. Заставляет выполнять свои распоряжения, практически не позволяет им высказывать собственное мнение, заранее уверен в том, что сам всё знает лучше.

Эффективен в кризисных ситуациях или в управлении крупными структурами, чьё преимущество базируется на технологических ресурсах, а от сотрудников требуется чёткое соблюдение правил.

«Эксперт»

Живёт интересами работы. Очень «зациклен» на своей квалификации. Сотрудники его не очень интересуют в принципе, для него сама необходимость как-то с ними взаимодействовать неочевидна. Пользуется авторитетом как специалист, но не может объединить или воодушевить сотрудников.

Подчинённые рассматриваются как попутчики: захотят – сами догонят, не захотят – их проблемы. Ориентирован на себя, считает, что если что не так – сам всё вытянет. Не склонен учитывать человеческие эмоции и личные интересы вне бизнеса.

«Друг»

Во всём сомневается. В работу структуры или сотрудников предпочитает не вмешиваться вообще, вынудить его это сделать может только крайняя необходимость. Но даже в этом случае будет выжидать до последнего момента, надеясь, что всё как-то само разрешится. Предпочитает перекладывать ответственность на подчинённых, для него огромная проблема настоять на своём, заставить выполнить распоряжение.

Хороший дипломат, может урегулировать конфликт, выступить «гармонизатором» отношений в команде, за счёт чего пользуется симпатией сотрудников. Умеет выслушать сотрудников, собрать их мнения, но при попытке учесть их все неизбежно столкнётся с невозможностью этого, поэтому предпочтёт не решать вопрос вообще, чем столкнуться с неудовольствием или обидой коллег.

«Манипулятор»

Его девиз «разделяй и властвуй». Очень хорошо чувствует отношение подчинённых к нему и подчинённых между собой. Долго помнит как хорошее, так и плохое. Может быть эффективным в небольшом коллективе, где к нему либо хорошо относятся, либо позволяют себя использовать. Предпочитает управлять с «родительской» позиции, считая, что имеет право решать: что хорошо или что плохо для его сотрудников.

В коллективе обычно выделяет фаворитов и аутсайдеров, с удовольствием меняет их местами. Для укрепления власти может распускать слухи, плести интриги. Обожает ссорить и мирить сотрудников, с удовольствием выступает арбитром при выяснении отношений.

«Харизматик»

Его подчинённые уверены, что с ним решат любые проблемы. Как правило, сильная и обаятельная личность, умеет нравиться людям, любит вызывать восхищение окружающих. Власть над людьми основывается на обаянии. При большом количестве работы не способен всюду успеть, пытается всё сделать сам.

Подчинённых рассматривает скорее как компаньонов для взаимоотношений. Не любит планировать работу, верит в свою «счастливую звезду», что часто оправдывается. Эффективен в небольших группах и если сам хорошо знает работу подчинённых – если что, будет выполнять её сам.

Рис.2. «Модель ситуационное лидерство»
Рис.2. «Модель ситуационное лидерство»

Оценка уровня сотрудника для определения приоритетного стиля управления

Оценка квалификации и потенциала
Оценка квалификации и потенциала
Рис.3 Шкала лидерского поведения
Рис.3 Шкала лидерского поведения

Продолжение...

Автор: Александр Семёнович Фридман

Присоединяйся, прокачаем мозг вместе! Tlg