Найти тему
Сам у рай.Я

Кодекс Чести Самурая. Отшельник.

  • С давних времен многие самураи становились отшельниками. Действительно, между

ними немало общего. Например, среди дзэнских монахов есть те, которых называют дзосу илисудза. Они обычные послушники такого же уровня, что и внешние вассалы военного сословия,

служащие в армии простыми солдатами. Затем идут танрё, или сэйдо, потом повыше, рав-

ные мэцукэ22, гвардейским капитанам или начальникам пехоты среди самураев. Затем среди

отшельников есть называемые тёро, или осё, которые носят цветные одежды и мухобойку в

руках, которые повелевают простой толпой точно так же, как командующий самураев, или

командующий пехотой, или шесть бугё лучников, имеющие свой стяг и жезл, отдающие при-

казы армии и командующие на поле боя.

Лишь в смысле учения эти общины отшельников кажутся мне превосходящими саму-

райские. Ибо простые монахи покидают своих учителей и путешествуют по стране от одного

монастыря к другому, чтобы учиться, встречаться с прославленными учеными и совершен-

ствоваться, практикуя медитацию и добродетель. А когда они становятся танрё и сэйдо, и даже

тёро и осё, настоятелями больших храмов и монастырей, они по-прежнему не стыдятся про-

должать учиться, чтобы быть достойными повышения.

Это я хотел бы видеть и среди самураев; но даже простые самураи не на службе, зани-

мающиеся побочными делами и имеющие много свободного времени, обладают вполне хоро-

шим достатком и обеспечены всем необходимым, так что даже у совсем молодых есть жены и

дети, и их единственное занятие – вздремнуть утром и днем. Они даже не изучали обычных

обязанностей самурая, не говоря уже о более трудных, необычных, и так они проводят месяцы

и годы, пока их бороды не станут белыми, а головы – облысевшими. Когда приходит срок,

они уходят со службы, и тогда, если им предстоит стать цукай-бан, посланниками, благодаря

помощникам они выполняют обязанности, но если их посылают в отдаленную провинцию,

подготовка к путешествию вызывает в них суету и смущение, а когда они приступают к испол-

нению обязанностей, они могут делать это, лишь опираясь на указания младших и на соот-

ветствующие книги. Такое положение вещей нельзя считать правильным. Ибо поскольку все

обязанности самурая определены, они должны думать только о них, когда появляется время

для этого, а если они встречают способных и опытных чиновников, они должны прекратить

пустые разговоры и узнать от них о том, в чем предположительно им необходим совет. Они

должны знакомиться со всеми фактами, собирать и копировать старые книги и планы, с тем

чтобы обладать полным знанием о своих обязанностях, и тогда они в любое время легко смогут

исполнить то, что им прикажут. Если же получать сведения от подчиненных и помощников

и исполнять обязанности с их помощью годится для обычных случаев – а ведь если происхо-

дит что-то непредвиденное, то не всегда можно получить помощь, – тогда добро и зло зависят

от собственного умения решать вопросы. Инспектор войск должен знать все о таких вещах,

как численность противника, выбор наилучшего места для лагеря и расположения армии, сила

замков, преимущества или недостатки местности и возможность победы, так что с древних

времен эта должность считалась трудной. Однако, если Инспектор ошибется во взглядах, это

скорее всего кончится лишь позором для него самого, в то время как те, кто рангом стоит выше

командующего пехотой, асигару тайсё23, кто владеет маршальским жезлом и реально управ-

ляет войсками, ответственны за жизни всех людей. Поэтому более всего достойны осуждения

те, кто с важным видом занимает высокие должности и позорит их, ибо они не обладают ни

необходимыми знаниями, ни способностями.

  • Это подобно тому, как если бы среди дзэнских монахов кто-нибудь, еще в юности забро-

сивший учение, лишь благодаря лысой голове и почтенному возрасту получил бы вдруг ранг

тёро или осё, стал бы ходить в пышных одеждах с мухобойкой в руках и управлять множе-

ством собратьев. Если бы недостойный монах каким-либо неправедным образом вдруг достиг

такого, он стал бы посмешищем, был бы опозорен и изгнан, дабы не повредить установивше-

муся порядку. Увы, не так обстоит дело с теми самураями, которых назначают на высшие посты

при всей их неспособности, а ведь они подвергают риску жизни всех подчиненных, а потери,

которые они могут вызвать, огромны. Поэтому, как только у них появляется время, самураи

должны прилежно учиться, чтобы обрести глубокое понимание правил армии и ведения битвы,

ибо изучение и практика – вот самое необходимое для командующего.