Найти тему
Журнал МУЗилка

Кузя УО. Друг и соратник Егора Летова. Уходят герои андеграунда.

Кузя УО – видный представитель русского рок-андеграунда. По паспорту его звали Рябинов Константин Валентинович. Уроженец Омска, сибирско-петербургский музыкант ушел из жизни 16 марта 2020 года в возрасте 55 лет в собственной квартире в северной столице. Обстоятельства и причина его смерти покрыты мраком, серьёзных заболеваний у Кузьмы не было. Для друзей-музыкантов и для слушателей его кончина стала неожиданной. На фоне актуальной в общественном дискурсе темы однозначно можно сказать только одно – коронавирус здесь совершенно точно ни при чем.

О Кузе УО говорят и вспоминают, в первую очередь, как о друге и соратнике Егора Летова, даже в сообщениях о смерти значится: «Умер основатель «Гражданской обороны». Надо признаться, что сегодня не все уже помнят о том, что у этой группы был ещё какой-то основатель, кроме Егора Летова. Легендарный коллектив Летов и Рябинов создали в 1984 году. Третьим участником коллектива стал Андрей Бабенко по прозвищу Босс, он сел за ударные, а Кузьме досталась роль бас-гитариста.

Кроме «Гражданской обороны» Рябинов участвовал и в других проектах, созданных Летовым: «Коммунизм» и «Егор и оп***деневшие», «Цыганята и Я с Ильича» и др. Он остался в тени своего друга и коллеги, ставшего легендой отечественной музыки.

Это крест многих музыкантов, причастных к великим, культовым коллективам. Всё, что они делали до, после, а иногда и «во время» участия в «главном проекте своей жизни» на его фоне представляется не столь заметным и значимым.

Здесь можно вспомнить и об американце Дейве Гролле и о музыкантах «Кино» и «Сектора Газа». После смерти лидера они с разной степенью успешности стремились к обретению собственной самости. Хотя сравнивать эти коллективы и творческие пути музыкантов с феноменом «сибирского андеграунда», породившего Кузю УО, конечно, не корректно. Егор Летов проповедовал творчество без границ и направлений. И многие его коллеги остались достоянием определенной эпохи и среды, сохранив нерушимую связь с именем лидера «движения», хотя сам он себя таковым не считал, да и никакого «движения» как такового не было – было просто творчество.

Кузя УО успел многое и с Летовым и без него. Он – запомнился не только как музыкант, но и как поэт, художник и писатель- прозаик. «Сам по себе» он стал выступать ещё при жизни Егора, в 1996 году собрав свой собственный проект «Кузьма и ВиртУОзы», в нём он играл параллельно с «Гражданской Обороной». В 2000 году музыкант переехал из Омска в Питер, формально оставаясь в составе команды Летова ещё 4 года, хотя выступал и виделся с ними все реже из-за географической удаленности. Группа «Кузьма и ВиртУОзы» стала его главным сольным детищем, и существовала вплоть до наших дней. В последние годы жизни музыкант выступал и издавал пластинки под этим названием. Последняя вышла в 2019 году.

После смерти Егора Кузя сотрудничал с его братом Сергеем. Музыканты могли бы встретиться ещё в составе «Обороны», но разминулись по времени. Вместе с Летовым-старшим они исполняли как собственные песни, так и произведения брата и друга. Выступали под именем «Сергей Летов, Кузьма и ВиртУОзы».

Имя Кузьма прочно прикрепилось к музыканту, фактически заменив данное при рождении. На протяжении всей жизни музыкант часто называл себя Кузьмой Рябиновым. Здесь можно провести параллель с самим Летовым, который по документам был Игорем.

Псевдоним, прославивший его, изначально был прозвищем. Приставка УО расшифровывается как «умственно отсталый». Считается, что истоки прозвища восходят к персонажу рассказа Льва Давыдычева «второкласснику и второгоднику» Ивану Семенову, которого посчитали недостаточно умственно развитым. Костя, ставший потом Константином Валентиновичем или просто Кузьмой, ассоциировал себя с этим героем. Сам же музыкант далеко не был УО, о чем говорит многообразие его творческого наследия.

Тем не менее, странный и немного дурашливый псевдоним отражает эстетику его творчества и нестандартное мировоззрение творческой личности. В его стихах и песнях есть какая-то нарочитая непосредственность, дополненная сарказмом и иронией. В данном случае «внешняя детскость», присутствующая во многих стихах Кузи – это художественный приём.

За многие годы работы с Летовым Кузя УО, естественно, проникся эстетикой и творческим почерком «Гражданской Обороны». Однако, повторить его невозможно, да в этом и нет никакого смысла. В жанровом, музыкальном и поэтическом смысле «сибирский андеграунд» вообще достаточно многообразное и трудно определимое явление. Все они были в одной лодке, но при этом каждый делал «что-то своё».

В музыке Кузи УО можно услышать почувствовать дух «самодеятельного гитарного рока», приправленный атмосферой гаражного панка и местами даже пост-панка. Все эти черты проявились в, пожалуй, в самой известной композиции «ВиртУОзов» «Говна-пирога».

Он писал и пел как будто бы с позиции «шутки», но при этом на полном серьёзе. Творчество Кузьмы часто относят к авангарду, и с этим определением можно согласиться. Его песни лежат в основной системе координат. Константин Рябинов - фигура неоднозначная в творческом плане, что характерно для андеграунда. Вполне естественно, что он во многом жил наследием Летова, но его существование в сольной формации не стоит сравнивать с Егором.

В последние годы жизни Кузя также работал с проектом «Мечта» и играл в безымянной команде с бывшими участниками Гроб. За свою жизнь он показал, что может делать разную музыку, в том числе достаточно энергичную с подлинным рокерским духом.

Данная статья не преследовала цели дать полноценное описание биографии и анализ творчества музыканта. Это лишь небольшой этюд, призванный обратить внимание ещё на один образ из мира «неофициальной», неформатной рок-музыки. От нас ушел ещё один герой «русского андеграунда», олицетворение среды и эпохи.