Мои знакомые часто жалуются на британскую систему NHS: большие очереди, сложно записаться к доктору и так далее. Но самое большое недоумение вызывают ситуации, когда, обратившись к лечащему врачу за помощью, пациент выходит из кабинета, не получив ни направления на обследование, ни рекомендаций по лечению – но слышит самые общие советы: «ограничьте жирную пищу» или «примите болеутоляющее».
Иногда этого на самом деле может быть вполне достаточно, но частенько британские медики откровенно «перебарщивают» с откладыванием исследований и консультаций специалистов. В Восточной Европе существует противоположная проблема: там в медицине существует так называемый «диагностический минимум» — список обязательных обследований. В соответствии с ним на диагностику направляют всех — и когда это нужно, и когда особой необходимости нет. Поэтому иммигранту из Восточной Европы сложно бывает принять британский подход, где услуг специалистов нужно активно добиваться. Британцы же привыкли к нему с детства. Как же они это делают?
«Помощь не помогает»
Представьте: вы впервые пришли к доктору с болями в спине, которые самостоятельно лечили дома ибупрофеном. А доктор, вместо того, чтобы назначить обследование, пытается отправить вас домой лечиться все тем же ибупрофеном и прикладыванием теплого шарфа к пояснице. Большинство наших соотечественников склонно в этой ситуации промолчать, считая, что доктору виднее. На самом деле этого делать не стоит. Если вы уже испробовали простые домашние средства и это не помогло, лучше сказать об этом врачу и попросить его назначить что-то более действенное. Тогда вас отправят на диагностику быстрее, не откладывая до повторного приема.
«Анализируй это»
В конце приема обязательно попросите записать для вас полный диагноз на английском языке. В Британии богатые возможности для поиска медицинской информации. У NHS есть отличный сайт Nhs.uk/conditions/, где можно найти подробные описания почти всех болезней. В каждом указаны не только симптомы, но и гигиенические рекомендации, и физкультура, и диета, и соцпомощь при необходимости. А самое главное, указано, какие в рамках NHS проводятся обследования, какие есть методы лечения, чем они различаются и какие у них побочные эффекты. Многие английские доктора имеют склонность ограничивать диагностические исследования до минимума и подталкивать больных к наиболее радикальным методам лечения, которые приносят проблем не меньше, чем пользы. А вот сайт NHS перечисляет все доступные пути и указывает все их возможные последствия. Написаны статьи очень простым языком и предназначены для людей без медицинского образования.
Ознакомившись с этой информацией, вы сможете на следующем приеме обсудить ситуацию более детально. Всегда спрашивайте, почему вам предлагают именно это обследование или лечение и почему не предлагают других вариантов, перечисленных в статье на сайте. Ее на этот случай лучше распечатать и взять с собой на прием.
Если в рамках NHS, по данным ее сайта, по вашему заболеванию предусмотрены и диагностика, и консультации, а ваш лечащий врач не спешит вас на них направить, попросите об этом сами. Обычно, вслух, открытым текстом — “плохо себя чувствую, хочу получить обследование, которое на сайте NHS рекомендуется для моего заболевания, а затем и консультацию специалиста, она тоже там указана”. А для надежности — дополняйте свое пожелание следующими фразами:
– «It affects my job»
Один из поводов направить пациента к специалисту побыстрее — это трудности на работе из-за болезни. Если проблемы со здоровьем хоть чем-то мешают вам эффективно работать (к примеру, сложности при ходьбе, головная боль, рассеянное внимание, усталость), то об этом нужно рассказать доктору. Если вы просите отправить вас на консультацию или обследование, а лечащий врач отказывается это делать, то этот аргумент можно и нужно использовать.
– «It affects my everyday life»
Второй веский повод ускорить процесс — вызванные заболеванием трудности в повседневной жизни. Тяжело убирать дом, готовить еду, воспитывать детей или подолгу гулять, как вы делали раньше — перечислите все это врачу, даже если серьезных проблем не возникает, так, мелочь, потеря комфорта или привычки.
– «I feel depressed»
Депрессия — серьезное заболевание, и в Британии к нему относятся соответствующе. Я не предлагаю становиться «королевой драмы», но если вы из-за проблем со здоровьем чувствуете себя подавленным, плохо спите, беспокоитесь о будущем — то об этом тоже стоит упомянуть.
Есть и другие способы побороться за свое благополучие.
pixabay.com
«Второе мнение»
NHS не очень-то об этом распространяется, но в этой системе предусмотрена возможность получения «второго мнения» (the second opinion) — консультации у другого специалиста, если пациент сомневается в точности диагноза или правильности лечения. Права требовать «второе мнение» у пациента в рамках NHS нет, но если он настаивает, то отказать ему непросто. Существуют два варианта: прием у другого врача общей практики в той же поликлинике или консультация узкого специалиста в специализированной клинике.
Настаивать на «втором мнении» на каждом приеме не стоит, но если состояние вашего здоровья не улучшается или если вам предлагают какую-то радикальную операцию (полное удаление органа, например) — то его стоит попросить. Для этого достаточно вежливо сказать лечащему врачу, что вы хотели бы получить «второе мнение», так как лечение неэффективно, у предложенной операции много последствий и так далее.
Однажды мне некая английская дама-доктор предложила радикальную операцию — удаление органа, уверяя, что для более щадящих манипуляций время уже упущено. Говорила дама очень уверенно, но я сама врач по профессии и поэтому была твердо убеждена, что это глупости. Говорить это доктору в глаза я не стала, просто попросила «второе мнение» — консультацию у хирурга-лапароскописта в нужной сфере. Мне сначала отказали — дескать, не показано в пределах NHS, но я настаивала, упирая на то, что у предложенной операции могут быть серьезные последствия. Финал: консультацию я получила, побывала у лапароскописта, и он очень удивился, узнав, что мне отказывали в лапароскопическом мини-вмешательстве. По его мнению, я не только подходила для его манипуляций, но и годик могла подождать без всякого риска для здоровья.
pixabay.com
Напоследок — еще пара важных моментов:
«…please do not hesitate to refer her back»
В Британии записаться на прием к узкому специалисту в системе NHS можно только по направлению лечащего врача. Если удалось это сделать, то имеет смысл постараться продолжить лечение в специализированной клинике. Если консультант решил, что вам нужен повторный прием, то все просто — клиника сама вам его забронирует. А вот если доктор считает, что его работа «на сейчас» закончена, и отсылает вас обратно под контроль вашей поликлиники, то стоит попросить его порекомендовать вам повторное направление в ту же клинику при необходимости. В этом случае консультант укажет эту рекомендацию в финальном письме (без просьбы пациента это далеко не всегда делают), и получить направление в ту же клинику повторно будет неизмеримо проще. Нужно будет только сказать, что консультант рекомендовал вам повторное обращение к нему на предыдущем приеме.
«Есть контакт!»
В некоторых случаях пациент может забронировать для себя часть процедур в специализированной клинике напрямую. Если консультант предложил вам лечение, попросите его дать вам такую возможность. Тогда доктор даст вам телефонный номер своего помощника, и при необходимости вы сможете забронировать нужную процедуру по телефону, без визита к лечащему врачу.
Подготовила Елена Чернова
Еще больше новостей и материалов о Соединенном Королевстве - на сайте крупнейшей русскоязычной газеты Великобритании www.angliya.com