31 октября 1943 г., постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.
Аббревиатура "ИС" расшифровывается как "Иосиф Сталин" - официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).
---
Танковые бои на Курской дуге летом 1943 г. со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки "Тигр" и "Пантера" во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.
Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.
В августе 1943 г. были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка "КВ" и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. "Объект 240", или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 г. того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.
В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний "Объекта 240", завершившихся 23 октября 1943 г., говорилось, что ИС-2 "способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м". Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 г.
В декабре 1943 г. из ворот цехов "Танкограда" вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 г. было изготовлено 3395 ИС-2.
Одной из особенностей зимней 1943 г. и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие "Тигры" и "Пантеры" превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 - "рабочую лошадку" танковых войск того периода.
С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими "тяжеловесами", в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков "КВ" - ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.
"Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание - настолько была удачная машина," - говорит Надежда Дида, директор музея ЧТЗ.
Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 г. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.
В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для "Тигров", ответил так: "Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34".
ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 гг., особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 "победным танком", отметив, что "с этой машиной мы будем завершать войну". Так и произошло…
Однако инженер-конструктор Михаил Балжи сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 г., в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.
С окончанием Великой Отечественной войны производство ИС-2 было быстро свернуто. В 1960-х годах ИС-2 прошли модернизацию, улучшившую характеристики и удобство обслуживания. Однако в ядерную эру место "ИСов" было в укрепрайонах в качестве огневых точек. Формально танки этого типа были сняты с вооружения в 1995 г.