Найти тему
Историческое оружиеведение

"Рубили своих единоверцев": как чеченцы с мюридами Шамиля воевали в 1858 году

Летом 1858 года скорое падение имамата стало практически очевидным. Наиболее четко это описал К. Дидимов в "Экспедиции в Чанты-Аргунское ущелье с 1 июля по 19 августа 1858 года": "дела Шамиля теперь уже не те, что были когда-то. Теперь мы не видим в войсках его той стойкости, того удальства и той решительности в делах, которыми они были прославлены прежде; не заметно в них того джигитства, о котором прежде так громко писали и рассказывали; ни разу не случалась нам ни видеть, ни слышать о подвигах абреков и мюридов, о которых рассказывали чудеса. А между тем резко заметно, что народ его, в сравнении с прежними об нем рассказами, упадает духом" ( Дидимов К. Экспедиция в Чанты-Аргунское ущелье с 1-го июля по 19-е августа 1858 года // Военный сборник, № 8. 1859). Чеченские общества, поддерживавшие Шамиля, стали "изъявлять покорность" царю, быстро переходя от ожесточенного сопротивления русским не только к взаимовыгодной с ними торговле, но и к помощи в боевых действиях.

Шамиль не мог этого допустить и обратился к репрессиям против не желавших воевать чеченцев. Карательным отрядом стали наиболее преданные имаму тавлинцы (аварцы). По словам К. Дидоева, "он (Шамиль - ИО) начал силою выгонять их (чеченцев - ИО) из аулов со всем имуществом, и заставлял следовать дальше в глубь гор; потом, чтобы не желающие этого не могли украдкой уйти обратно в свои аулы, он приказал таковые жечь, а посевы потоптать". По словам Н. Волконского, Шамиль этим не ограничился, приказав Кази-Магоме (Гази-Мухаммад, сын имама) взять у чеченцев аманатов (заложников), чтобы гарантировать их верность. Поскольку получить заложников добровольно не удалось, посланные Кази-Магомой тавлинцы стали врываться в аулы нагорной Чечни и забирать их силой. Реакция чеченцев, находившихся в основном отряде Кази-Магомы, была вполне предсказуема: "В тот же миг чеченцы, находившиеся в отряде, бросили Кази-Магому и полетели оградить и охранить свои семьи от покушения тавлинцев... Тавлинцы уже возвращались в свой лагерь с аманатами. Чеченцы, встретив их на дороге, кинулись на них с неистовством, весьма понятным отцам и мужьям, у которых отбирают их детей и жен. Началась резня. Из ближайших аулов подоспели те, которые у себя дома, обманутые и устрашенные миссиями Кази-Магомы, скрепя сердце, должны были уступить насилию, и все соединились против дикарей, посягнувших на заветные права и чувства людей. Свалка была жестокая и, естественно, для тавлинцев кончилась не благополучно, потому что, не смотря на всю их отвагу, сила и ожесточение одолели. Чеченцы рубили своих единоверцев, сбрасывали их с обрыва в Аргун, разогнали остальных во все стороны и освободили заложников" (Волконский Н. 1858 год в Чечне // Кавказский сборник, том 3. 1879).

Спуск мюридов с Гуниба (Т. Горшельт).
Спуск мюридов с Гуниба (Т. Горшельт).

Месть чеченцев не заставила себя ждать: уже через несколько дней к генералу Кемпферту, командовавшему русским отрядом в этом районе, явились местные жители и попросили принять их покорность и защитить в этом случае от Кази-Магомы, обещая показать место, где он находился. Генерал тут же отправил около тысячи человек с четырьмя орудиями к Шаро-Аргуну. Проводники скрытно вывели его к лагерю Кази-Магомы (причем русские даже не подозревали, что он находится совсем рядом). "Не долго думая, пехота и артиллерия открыли огонь по неприятельскому биваку. Тавлинцы уж не предполагали отстреливаться, потому что неудобно, а хлопотали лишь о том, чтобы как-нибудь скорее подобрать своих раненых и убитых. Но и это им не удавалось, потому что в то время, когда одних подбирали, на трупы их ложились те самые, которые тащили их за ноги и за руки. Увидев, что дело скверное, тавлинцы побросали этих убитых и раненых и разбежались в разные стороны. Аулы, таким образом, освободились от своих паразитов... Мало того, чтобы отмстить и вместе с тем пофигурировать своей искренностью и преданностью, многие из них (чеченцев - ИО), примкнув к нашей колонне, очень усердно постреливали сверху вниз на своих собратов, с которыми еще так недавно, рука об руку, стреляли по нам" (Волконский Н. 1858 год в Чечне // Кавказский сборник, том 3. 1879).

Однако этим дело не ограничилось: 16 августа вспыхнуло восстание в Итум-Кале, главном селении Чантынского общества, старейшины которого заранее договорились с русскими о помощи. Восстание их против Шамиля было тем более важно, что, как говорил тот же Н. Волконский, "богатое и многолюдное, оно всегда считалось стражем имама на границе кавказской Черногории и, в крайних случаях, всегда было его надеждою и оплотом, давая ему верных и преданных слуг". Наибом в этом обществе был также тавлинец, Гамзат, который уже давно был ненавидим местными жителями за жадность и жестокость, и чеченцы были готовы избавиться от него и его мюридов, если русские отправят к ним свой гарнизон для защиты о мести имама. Естественно, русские не заставили себя долго упрашивать, направив помощь. Местные жители, услышав два орудийных выстрела, сигнал о подходе русского отряда, бросились резать мюридов Гамзата. Сам наиб "схватил своего коня, вскочил на него без седла, крикнул своему племяннику "спасайся!" и, как прижаренный каленым железом, стремглав понесся к оврагу. Оттуда, по едва проходимой тропинке, спустился в кручу под несколькими выстрелами чантынцев и исчез в пропасти" (Волконский Н. 1858 год в Чечне // Кавказский сборник, том 3. 1879). Его мюридам не повезло: "все пали под кинжалами чантынцев" (Н. Волконский). Троекратный салют стал приветствием восставших чеченцев подходившему отряду русских войск.

Бегство лезгинского наиба из разоренного аула (Т. Горшельт).
Бегство лезгинского наиба из разоренного аула (Т. Горшельт).

Почему чеченцев убрали из Лейб-Гвардии русского царя можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!