Найти тему
Strandtenger

По следам Жана де Жуанвиля. Часть 1. Трагедия на берегах Нила

Давно хотелось написать серию статей по мотивам книги Жана де Жуанвиля «Жизнь Людовика Святого». Жан де Жуанвиль – рыцарь, участник Седьмого крестового, приближённый короля, талантливый наблюдатель и писатель.

В книге просматриваются четыре главные линии, как бы четыре разных рассказа:

– о Седьмом крестовом походе;

– о короле Людовике IX;

– о приключениях самого де Жуанвиля;

– коллекция любопытных зарисовок из жизни французских сеньоров XIII века.

Начнём с крестового похода.

Главной предпосылкой этого мероприятия послужила болезнь короля Людовика. В те времена было обычным делом, находясь в опасном положении, пообещать Богу или кому-нибудь из святых компенсацию за избавление от напасти. Этот обычай до сих пор сохранился, но в XIII веке копеечной свечкой свечкой не обходились, нужно было что-нибудь посерьёзнее. Для благочестивого короля могущественной державы крестовый поход – в самый раз.

Людовик, только начав выздоравливать, приказал нашить крест на свой плащ. На волне энтузиазма крест приняли также трое его братьев.

Мамаша их, Бланка Кастильская, была в ужасе.

Чуть позже в крестоносцы записались герцог Бургундский и множество графов, как могущественных, так и скромных. Дальше уже пошли сеньоры и рыцари, некоторые собирались в Святую землю из благочестивых побуждений, другие в поисках приключений, большинство – под влиянием своих сюзеренов.

1248 год. Огромная армия погрузилась на корабли и отправилась на Кипр, выбранный промежуточной базой для подготовки операции. Там Людовик IX принял посетителей, очень интересных.

Во-первых, это были представители монгольского хана Гуюка. Хан предлагал мир, дружбу и военную помощь для освобождения Иерусалима. Козырный вариант, но не срослось, причём по вине самого короля Франции.

Во-вторых – императрица Латинской империи, с просьбой о помощи. Людовик ответил, что, может быть, когда-нибудь, а сейчас не отвлекайте, пожалуйста, от более важного дела.

Для начала решено было захватить Дамиетту, город и крепость в Египте. С одной стороны, Дамиетта считалась стратегическим пунктом, крестоносцы предполагали, что захватив эту крепость, они смогут потом, на неё опираясь, легко организовать наступление хоть на Каир, хоть на Иерусалим.

-2

С другой стороны, Дамиетта от Иерусалима гораздо дальше находится, чем Акра (христианский на тот момент город с крепостью и портом). И ещё. Египет для султана ас-Салиха Айюба – родовой домен, а в Палестине до сих пор идёт гражданская война между мусульманскими властителями, вроде бы хорошая ситуация для похода прямо на Иерусалим, опираясь на Акру.

Но решено было атаковать в первую очередь Дамиетту. Может быть, надеялись вообще государство Айюбидов изничтожить под корень, может, на богатую добычу рассчитывали.

Десантная операция едва не сорвалась. Разыгравшийся шторм разогнал корабли в разные стороны, флот подошёл к побережью Египта в сильно поредевшем составе. Из двух тысяч восьмисот рыцарей осталось не более семисот. Сколько было воинов простого звания – де Жуанвиль не считал.

Однако высадка прошла успешно. Мусульмане сопротивлялись вяло, неуверенно, город вообще оставили без боя.

-3

Дамиетта наша!

-4

Дальше были варианты – наступать на Каир или Александрию (об Иерусалиме как-то и не вспомнили). Александрия – стратегический порт. Каир – столица, голова змеи, по выражению Робера, графа Артуа, брата короля, который и настоял на каирском направлении.

Правда, на полгода армия в Дамиетте застряла. Сначала праздновали победу, потом Нил разлился, и только когда начались проблемы с продовольствием, королю Людовику удалось выпихнуть своё войско в поход.

Но всё-таки нужно было как-то переправиться через один из нильских рукавов. Крестоносцы начали строить дамбу. Труд оказался сизифовым, мусульмане с другого берега тоже занялись земляными работами – они расширяли протоку ямами и канавами. Да ещё при этом поливали христиан из баллист и катапульт, в основном, снарядами с «греческим огнём».

Какой-то бедуин вызвался показать христианам брод выше по течению. Даже не обманул – значительная часть крестоносного войска переправилась и ворвалась в город Мансуру. На этом их успехи закончились.

-5

Мансура оказалась ловушкой. Большая часть христианской армии оказалась в окружении. Некоторые позорно бежали, многие отчаянно сопротивлялись. Де Жуанвиль даже считает, что крестоносцы в этом сражении победили. В том смысле, что атаки мусульман удалось отбить, и армия не была разгромлена подчистую. Но потери были велики, христиане остались сидеть в блокированном с трёх сторон городе, многие были серьёзно ранены да ещё и без продовольствия. Робер, граф Артуа (прадед Робера из «Проклятых королей»), в сражении за Мансуру погиб.

Христиане Мансуру оставили и отступили за реку. Ещё не всё так плохо, но вскоре их лагерь превратился в сплошной госпиталь. Основной болезнью, косившей ряды крестоносцев, была дизентерия, но в некоторых случаях упоминается и цинга.

Начались переговоры. Очень даже неплохие условия предложили послы султана. Главный пункт договора – обмен Дамиетты на Иерусалим. В качестве гаранта соблюдения договора (в смысле – заложника) Людовик предлагал любого из своих оставшихся в живых братьев. Но мусульмане хотели видеть в этом качестве самого короля. Наверное, как-то можно было найти приемлемые для обеих сторон условия, но христиане резко прервали переговоры.

А Людовик так и так вскоре попал в плен. Не в сражении. Армия пятилась в сторону Дамиетты, каждый отряд сам по себе, царил неизбежный в таких случаях беспорядок. Больной король оказался в какой-то деревне в сопровождении всего лишь одного рыцаря. Здесь передовые части султанской армии его и прихватили.

-6

Какая-то часть христиан ещё пыталась сопротивляться, но сыграл свою роль некий свихнувшийся (или подкупленный мусульманами?) оруженосец. Он начал призывать к сдаче, утверждая, что это приказ короля. Крестоносцы и сдались, большинство. Остальных потом отлавливали по одному.

Общий результат первой части похода – множество крестоносцев погибло и умерло от болезней. Остальные, во главе с королём – в плену.

Людовик уплатил выкуп за всю свою армию. За себя лично – отдал мусульманам Дамиетту.

Крестовый поход на этом не закончился. Основная часть освобождённой из плена армии отплыла в Акру. Вскоре, правда, у большинства владетельных крестоносцев, в том числе и у королевских братьев, нашлись срочные дела в Европе, а у простых рыцарей закончились деньги. Можно так понять, что из знатных сеньоров с королём остался один де Жуанвиль. Но и тот запросил за службу немаленькую сумму. Правда, мессир Жан представил королю и приводит на страницах книги обоснованную смету.

Ещё четыре года Людовик IX провёл в Заморье, совершая вылазки и укрепляя оставшиеся ещё в руках христиан замки. Но ничего толком не добился, продолжение похода вообще выглядит в целом пародией какой-то.

Варианты, правда, были. За это время Египетский султанат практически развалился. Один султан сам умер, другого убили эмиры-мамлюки. Сирия объявила суверенитет. Ан-Насир Юсуф, захвативший власть в Дамаске и объявивший себя султаном, предлагал христианам союз. За помощь в борьбе с Каиром обещал отдать Иерусалим. Но Людовик поступил наоборот – заключил союз против султана Дамаска с египетскими эмирами. Те его кинули, и закончилось тем, что врагами христиан оказались обе стороны.

К 1254 году всем всё надоело. Король Людовик IX с остатками крестоносцев вернулся во Францию.

Такая вот славная история Седьмого крестового.

Продолжение следует

------------------

Использованы иллюстрации с сайтов:

https://slideplayer.fr/

https://alchetron.com/

https://warfarehistorynetwork.com/

https://www.assistancescolaire.com/