Найти тему

Боевые самолеты СССР. Почему же они не боролись за свою родину?

Оглавление

Приветствую вас на канале Мир военного ремесла!

Я никогда не устану выражать благодарность тем читателям, которые не только читают построчно, но и думают о том, что читают. И дополнить написанное, не выражая личного мнения.

Я полностью согласен с теми, кто (как и я, однако) считает, что ситуация с новыми моделями самолетов в ВВС РККА была более чем неоднозначной. Да, на самом деле, один совершенно новый самолет за всю войну (Ту-2) и два самолета, которые были самой глубокой переделкой из существующих. Ла-5 и Ил-10.

Я неоднократно высказывал мысль, что немецкое небо было бы лучше, если бы герры инженеры не распыляли столько разных моделей. Но поскольку идея «чудодейственного оружия» постоянно менялась, у вас есть результат. Реактивный самолет не успел «залезть на крыло», и немцам действительно не хватало мощности двигателя на 2500–2800.

Но я не буду отвлекаться, а сегодня поговорим об этом. О штурмовиках. О тех самолетах, которые могли быть на месте Ил-2.

О истребителе Ил-2 написано так много, что повторяться бессмысленно. Самолет спорный, не без недостатков, но сыграл свою роль в войне и сыграл более чем.

-2

Сегодня многие авторы предлагают «разоблачающие» статьи на тему самолета той или иной конструкции, который был «не хуже» Ил-2, но которые не являются вошел в сериал, потому что ... далее, богословие заговора в полном стиле Ren-TV.

Естественно, с упоминанием всех вовлеченных людей. Особенно часто сверкают Яковлев, Шахурин и, конечно же, сам Сталин. Просто мы втроем шли и резали проекты топорами.

Однако имеет смысл ненадолго (долгое время окончательно провалиться) пересечь конкурентов Ил-2. Действительно, авиационная промышленность СССР с 1935 года переживала беспрецедентный рост, было много конструкторов, многие проектировали и строили.

А что было создано в наши довоенные и начальные военные периоды?

Поликарпов ВИТ-1

-3

Очень интересный самолет. Первый полет был осуществлен под контролем В. Чкалова 14.10.1937.

ВИТ-1 показал высокую максимальную скорость полета на высоте 3000 м - 494 км / ч. Дальность полета также была впечатляющей: около 1000 км при 410 км / ч.

По словам П. М. Стефановского, летчика-испытателя в Научно-исследовательском институте ВВС, который также пилотировал VIT-1 в качестве летчика-испытателя, самолет был легок в управлении, обладал хорошей маневренностью и был вполне приемлем для полета на двигателе.

Экипаж самолета состоял из двух человек — летчика и стрелка.

Оборонительное оружие включало башню с пулеметом ШКАС. И наступление было (я не буду грешить против истины) просто уникальным в то время (1937). Две 37-мм пушки Шпитальной ОКБ-15 установлены в центральной части центрального крыла по бокам фюзеляжа и еще 20-мм пушка ШВАК на носу самолета. Добавьте до 600 кг насосов в насосный отсек или два FAB-500 во внешнюю стропу.

Это мог быть просто самолет шедевра, если бы это пришло в голову. Заводские испытания для ВИТ-1 не были закончены, и даже сегодня причина не совсем ясна. Существует несколько версий с различной степенью сомнения, но в целом этот проект заслуживает отдельного исследования.

Лично мне кажется, что, как и все проекты Поликарпова после смерти Валерия Чкалова, ВИТ-1 постигла такая судьба - отложить в сторону. Но это действительно предмет для другого обсуждения.

Поликарпов ВИТ-2

-4

Это не работа на ошибках, как многие подумают. Он родился в блестящей головке универсального ударного самолета Поликарпова, который с помощью небольших полевых модификаций можно было преобразовать во что угодно.

Поликарпов изучал возможность создания подводного бомбардировщика, многоцелевого истребителя, многоцелевого ударного самолета и тяжелого ударного самолета на базе ВИТ-2.

К сожалению, генеральное управление авиационной промышленности не проявило интереса к самолетам. Кроме того, есть свидетельства того, что сам Туполев затормозил планы Поликарпова. Вы в это верите? Так что я думаю. Патриарх смог сыграть в эти игры.

11 мая 1938 года Чкалов совершил свой первый испытательный полет. Дальнейшие испытания были проведены летчиком-испытателем системы №. 84 г. до н.э. Кудрин.

При весе 6166 кг на высоте 4500 м была достигнута максимальная скорость полета 498 км / ч, а при весе 5350 кг - 508 км / ч.

Кстати, это был первый самолет с двигателями М-105. То есть в ОКБ Поликарпова весь груз грубой переработки (а других тогда не было) упал на климовские двигатели.

В общем, самолет, имевший просто несопоставимые эксплуатационные характеристики, был показан руководителю ВВС Смушкевичей только после того, как главный инженер завода 84 лично Нерсисян «подслушал» Ворошилова, что они действительно «прикрепили» хороший автомобиль Поликарпова к ГУАИ ,

Кажется, что всем было благоприятно, и самолет прошел государственные испытания и принял участие в воздушном параде 1 мая и был рекомендован в серию ... Но он не пошел.

И самолет был очень хорош. Но не без недостатков, среди которых наиболее важным является полное отсутствие брони (кроме броневой пластины пилота). Оказалось, это своего рода «хрустальный молот».

Но при очень впечатляющей скорости ВИТ-2 имел просто ошеломительное вооружение:
— две 20-мм пушки ШВАК-20 (в носу и на турели);
— две 20-мм пушки ШВАК и две 37-мм пушки ШФК-37 в крыльях;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС.

Бомбовая нагрузка до 1600 кг.

Кочеригин Ш/ЛБШ


Этот самолет, созданный в 1939 году, стоит упомянуть в связи с тем, что это вообще первый в мире самолет, на который были установлены крыльевые пушки. Конкретно в случае ЛБШ – пушки ШВАК.
Этот самолет, созданный в 1939 году, стоит упомянуть в связи с тем, что это вообще первый в мире самолет, на который были установлены крыльевые пушки. Конкретно в случае ЛБШ – пушки ШВАК.

Это был моноплан с неподвижным снаряжением, созданный на базе разведчика Р-9. Два экземпляра были построены с двигателями М-88 и М-87А.

На испытаниях были получены следующие результаты: максимальная скорость у земли — 360 км/ч (на форсаже — 382 км/ч), максимальная скорость на расчетной высоте 6650 м — 437 км/ч, а на высоте 7650 м — 426 км/ч. Взлетный вес — 3500 кг.

В качестве наступательного оружия ударный самолет имел 2 пушки ШВАК с 150 патронами на ствол, 2 пулемета ШКАС с 900 патронами и 200 кг обычной бомбовой нагрузки (перегрузка до 600 кг).

Оборонительное вооружение состояло из одного ШКАСа (500 боезарядов), установленного на башнях МВ-3.

Самолет был построен, испытан, рекомендован к серийному производству под названием ВВ-21, но не пошел в серию. Началась война, и заводы, которые первоначально планировали выпуск ВВ-21, были переданы для производства Як-1.

Томашевич «Пегас»


Летом 1942 года малоизвестный до этого момента инженер предлагал для борьбы с немецкими танковыми соединениями создать воздушную противотанковую армию. В 1938 г. Томашевич становится ведущим конструктором истребителя И-180 и одновременно заместителем Н. Н. Поликарпова.
Летом 1942 года малоизвестный до этого момента инженер предлагал для борьбы с немецкими танковыми соединениями создать воздушную противотанковую армию. В 1938 г. Томашевич становится ведущим конструктором истребителя И-180 и одновременно заместителем Н. Н. Поликарпова.

В декабре 1938 года, после смерти Чкалова, Томашевич был арестован и продолжил свою работу в так называемой шарашке. Там Томашевич предложил в 1941 году конструкцию противотанкового самолета. А в 1941 году Томашевич фактически предсказал танковые сражения 1943 года.

В своем самолете Томашевич предложил минимальное использование декоративной сосны, строительной фанеры, стали С-20, кровельного железа и некачественных алюминиевых сплавов. Дизайнер предложил изготавливать дерево не только для самого самолета, но и, что было довольно необычно, колес шасси. В качестве завода были выбраны двигатели М-11, которые легко заводились зимой и потребляли бензин любого типа. По оценкам, для боевого матча пяти противотанковых самолетов Томашевича топлива было израсходовано столько, сколько необходимо для обеспечения боевого матча Ил-2.

В дополнение к тому факту, что самолет должен быть дешевым и простым в изготовлении, он выполнял действия, которые позволяли поручать его пилотам с низкой квалификацией. Шасси не было очищено, не было гидравлической и воздушной системы, проводка была самой легкой.

Вооружение самолета Pegasus состояло из 12,7-мм пулемета UB, остальное стрелковое оружие было установлено снаружи под средней частью. Было предложено несколько вариантов:

— бомба ФАБ-250 (в дальнейшем – 2 х ФАБ-250 или одна ФАБ-500);
— 9 PC-82 или PC-132;
— авиапушка калибра 37-мм (НС-37);
— две авиапушки калибра 23-мм (ВЯ-23);
— 4 бомбовые кассеты для противотанковых кумулятивных бомб.

Самолет вышел из строя, как обычно, в двигателе. М-11 был установлен на У-2, Ще-2 и Як-6, и для тысяч самолетов Томашевича просто не было двигателей. Самолет не пошел в производство.

Сухой Су-6


Первый экземпляр Су-6 был построен к 28 февраля 1941 г. и 13 марта В. К. Коккинаки совершил на нем первый вылет. С этого момента начались заводские летные испытания, которые проходили в ЛИИ НКАП и были закончены в конце апреля 41-го.
Первый экземпляр Су-6 был построен к 28 февраля 1941 г. и 13 марта В. К. Коккинаки совершил на нем первый вылет. С этого момента начались заводские летные испытания, которые проходили в ЛИИ НКАП и были закончены в конце апреля 41-го.

Выяснилось, что по скорости полета, скорости набора высоты и характеристикам взлета и посадки Су-6 с двигателем М-71 значительно превосходил Ил-2 с двигателем АМ-38. Максимальная скорость на земле составляла 510 км / ч, а на расчетной высоте - 527 км / ч. Время подъема на высоту 3000 м составило 7,3 минуты. Дальность полета - 576 км.

Но им дали машину без оружия. Общий вес брони составлял 195 кг, что было недостаточно для защиты самолета и экипажа.

При нормальном полетном весе 4 217 кг (120 кг бомб и боекомплект к пулеметам) максимальная скорость штурмовика у земли составила 474 км/ч, а на высоте 5 700 м — до 566 км/ч. Высоту 1 000 м самолет набирал за 1,16 мин, а высоту 5 000 м — 6,25 мин. Максимальная дальность полета на высоте 500-600 м на скорости 462 км/ч — 700 км.

Несмотря на отличные летные данные Су-6 М-71, специалисты ЛИИ НКАП указали на слабое вооружение штурмовика, которое не полностью отвечает современным требованиям.

Впоследствии в процессе настройки самолета П.О. Конструкторскому бюро Сухого все же удалось создать исключительный штурмовик Су-6 с двигателем М-71Ф с отличными летными, акробатическими и боевыми свойствами.

Созданный в 1943-44 годах бронированный штурмовик Су-6 с М-71Ф и ИЛ-10 с АМ-42 полностью воплотил в себе концепцию "летающей боевой машины пехоты", которая была лучше, чем основной ударный самолет воздухоплавание космического корабля Ил-2.


Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух крыльевых пушек ВЯ-23 и двух крыльевых пулеметов ШКАС. Боекомплект к пушкам ВЯ-23 включал 230 снарядов, к пулеметам ШКАС — 3000 патронов.
Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух крыльевых пушек ВЯ-23 и двух крыльевых пулеметов ШКАС. Боекомплект к пушкам ВЯ-23 включал 230 снарядов, к пулеметам ШКАС — 3000 патронов.

Бомбовое вооружение допускало подвеску:

— внутри на держателях КД-2 четырех бомб типа ФАБ-50 или ФАБ-100 (в перегрузку);
— снаружи на двух держателях типа ДЗ-40 бомбы ФАБ-50 или ФАБ-100.

Реактивное вооружение состояло из 10 РС-132 или РС-82.

ППри нормальном весе полета 5250 кг (10 бомб RS-132, 200 кг бомб, две пушки VYA-23 и четыре пулемета ШКАС с полным боекомплектом) самолет имел максимальную скорость полета 445 км / ч и 491 км на высоте 2500 м / ч

Су-6 М-71Ф очень хорошо прошел государственные испытания. Это была действительно замечательная машина. По максимальной скорости, скорости набора высоты, маневренности, потолку, дальности, вооружению и бронированию двухместный Sukhoi явно превосходил двухместный Ил-2 AM-38F, который находится в арсенале KVS.

Кроме того, Су-6 обладал отличной устойчивостью и управляемостью, был легок и удобен для полета.

Из-за того, что вся бомба находилась в фюзеляже, максимальная скорость штурмовика оставалась практически неизменной.

К сожалению, Сухой значительно задержался в разработке ударного самолета, и в мае 1944 года он успешно завершил государственные испытания ударного самолета Ил-10 с двигателем АМ-42, который показал более высокие летные данные.

Сравнение летно-боевых характеристик суховского истребителя с Ил-10 оказалось не в пользу первого. Су-6 с АМ-42 во многом уступал автомобилю Ильюшина. В результате был сделан вывод, что запуск Су-6 с АМ-42 в серийное производство нецелесообразен.

Сухой Су-8


К середине 1941 г. в ОКБ П. О. Сухого был разработан проект одноместного бронированного штурмовика ОДБШ с двумя перспективными моторами воздушного охлаждения М-71. Проект ОДБШ официально был предъявлен в НИИ ВВС КА 30 июня 1941 г.
К середине 1941 г. в ОКБ П. О. Сухого был разработан проект одноместного бронированного штурмовика ОДБШ с двумя перспективными моторами воздушного охлаждения М-71. Проект ОДБШ официально был предъявлен в НИИ ВВС КА 30 июня 1941 г.

Пушечное вооружение состояло из двух пушек калибра 37 мм (100 патронов круглого сечения) и двух пулеметов калибра 12,7 мм (400–800 пуль), размещенных в нижней части фюзеляжа на вращающемся мостике, и 4-8 пулеметов ШКАС калибр 7 62 мм. ШКАС стреляет синхронно с фюзеляжным мостом.

Нормальная нагрузка насоса 400 кг (перегрузка 600 кг) была размещена на внутренней подвеске в центральной части крыла.

Кроме того, на внешней подвеске можно было подвесить еще 400 кг насосов. Таким образом, максимальная нагрузка насоса составила 1000 кг. С учетом возможности была предоставлена ​​подвеска 1000-килограммовой взрывчатой ​​бомбы типа FAB-1000.

Бронирование штурмовика включало: броневой лист перед летчиком толщиной 15 мм, 64-мм переднее бронестекло, бронеспинку летчика толщиной 15-мм, а также 10-мм бронеплиты снизу и сбоку от летчика.

Бензо- и маслобаки протектированные. Кроме того, предусматривалась система наполнения бензобаков нейтральными газами.

Полетный вес штурмовика составлял 10 258 кг. Максимальная скорость полета у земли составляла 500 км/ч, а на расчетной высоте 6000 м — 600 км/ч. Время набора высоты 5000 м — 7,5 минут. Дальность полета оценивалась в 1 000 км, а максимальная – 1 500 км на крейсерской скорости 430 км/ч.

В феврале 1944 года пушки NS-37 были заменены пушками NS-45 OKB-16 калибра 45 мм (200 патронов). Это решение было вызвано тем фактом, что разрушительный эффект стандартного осколочного снаряда с высокой взрывоопасностью, используемого на NS-45 (вес 1065 г) 45-мм противотанкового пистолета, был в два раза выше, чем у снаряда NS-37. , 45-мм снаряда было достаточно, чтобы уничтожить почти все немецкие танки, существующие в то время.

Стрелковое оружие осталось прежним: восемь пулеметов ШКАС (по четыре на каждой консоли крыла) с 4800 патронами для снарядов, два мобильных оборонительных пулемета в кабине оператора стрелка радиоуправления: УБТ (200 выстрелов) в башне УТК-1 и пулемет ШКАС (700 патронов) на нижний люк башни ЛУ-100.

Ракетное оружие включало 6 ракет PC 82 или ROFS-132 (накладные 10). Бомбы были расположены в шести бомбах, расположенных в центральной части. В каждом отсеке находилась бомба весом 100 кг (всего 600 кг) или несколько бомб меньшего калибра от 1 до 25 кг (всего 900 кг).

Под фюзеляжем могут быть подвешены три бомбы весом 100 кг (250 кг) или 250 кг (750 кг) или две бомбы VAP-500 весом 500 кг или две.

При массе 13 381 кг максимальная бомбовая нагрузка составляла 1400 кг.

При нормальной полетной массе 12 213 кг максимальная скорость у земли Су-8 с двумя двигателями М-71Ф составляла 485 км / ч (форсажная камера 515 км / ч) на высоте 4600 м - 550 км / ч. Время набора высоты на высоте 4000 м - 7,26 минут.

К сожалению, пассивная позиция Наркомата авиационной промышленности относительно создания крупносерийного производства двигателей М-71Ф решила судьбу тяжелого штурмового самолета Сухого ОКБ - как и Су-6 М-71Ф, он не был построен в серии Су-8.

Кроме того, это был 1944 год, и руководство страны, военно-воздушные силы и НКАП в то время твердо придерживались мнения, что в войне можно выиграть без такой дорогой и сложной машины, как Су-8, даже если она будет гораздо более эффективной, чем дешевый одномоторный штурмовой самолет.

Были еще смешанные и интересные разработки. Яковлев, Микоян, Кочеригин, Сухого, Поликарпов.

Можно смело утверждать, что в стране Советов было достаточно дизайнеров. Оба талантливы и нет. Но в итоге передовая линия обороны противника была выровнена Ил-2, а затем Ил-10.


Было ли это оправдано?
Было ли это оправдано?

Абсолютно с моей точки зрения. Война. Поэтому реконфигурация заводов была связана с потерей темпов производства самолетов. И мы победили немцев с такой же скоростью. Пока они восстанавливали свои объекты после британского и американского рейда, мы спокойно выпустили сотни и тысячи штурмовиков.

Конкуренты Ил-2 были лучше? Учитывая, что Ил-2 не был идеальным штурмовиком? Если ознакомиться с описанием в деталях, получается одно: за исключением Су-8, Ил-2 был лучше бронирован, чем все предложенные самолеты. Но Су-8 был представителем немного другой серии самолетов, более тяжелой, двухмоторной.

И можно очень долго рассуждать на тему того, насколько уместен был бы выпуск более сильных, нежели Ил-2, самолетов. Конечно, уместен. Другой вопрос, а были ли реально созданы такие самолеты? Более быстрые, с более тяжелым вооружением, лучше забронированные?

Если присмотреться, то нет. Выпуск десятков тысяч штурмовиков Ил-2 был полностью оправдан, независимо от недостатков этого самолета. Год назад один из авторов VO рассказал, насколько красив был Henschel Ne-129 и что случилось бы, если бы этот самолет был изготовлен не менее чем в 900 экземплярах и по крайней мере был сопоставим с Ил-2.

Дело в том, что Не-129 издавался так же часто, как 878. И Ил-2 немного крупнее. Только немного. 36000. И они могли запускать штурмовики Сухого, которые были еще лучше. Но на самом деле лучшее - враг хорошего. Как показали результаты войны.

Тот факт, что созданные штурмовики самолетов Яковлева, Поликарпова, Сухого не воевали, а находились в «резерве», никак не влияет на их возможности. Лучшим подтверждением является государственная награда 1-й степени за создание Су-6, которая была присуждена П.О. Сухой был награжден.

Некоторые самолеты были недооценены, как, например, самолеты атаки Поликарпова и Сухого. Но были самолеты Ильюшина, которые стояли перед поставленными перед ними задачами. Это ответ на вопрос. «Илья» делал то, что могли делать другие самолеты. Но рисковать во время войны абсолютно не стоило. Как не поменять лошадей на перекрестке.

Поэтому руководство СССР также не рисковало.

Если вам понравилась данная статья, тогда пожалуйста подпишитесь на канал, а так же поставьте лайки, всем спасибо!