В одной из поездок по России я оказалась в купе с женщиной старшего среднего возраста, ставшей моей недолгой попутчицей. Выслушав ее откровенную купейную исповедь, мне захотелось перенести услышанное в свой ноутбук. Эта история о жизни маленького человека. Тысячи таких историй, с небольшими отличиями одна от другой, которые встречаются в нашей жизни, заполняя собой социум и не привлекая всеобщего внимания.
Итак, звали ее Ольга. Это была женщина с обычной внешностью: такие, ничем не выделяясь в многолюдной толпе, часто пробегают перед тобой за день. И в тоже время в ней было то, что притягивало к себе окружающих. И, в первую очередь, это пристальный взгляд, смотрящий на тебя с особым интересом, глаза, казалось, улыбались и готовы были к диалогу. Но при этом взгляд ее не был агрессивным и бесцеремонным.
Знакомство, как водится в поезде, началось с чая. Кто ездил, тот помнит вкус, завариваемого в поездах чая, его никогда ни с каким другим вкусом не спутаешь. Свое повествование она начала с извинений в мой адрес, но чем она меня обидела?- подумала я, не было повода в этих извинениях. Просто, как впоследствии она призналась, нашла во мне внимательного и чуткого собеседника. И вот что она о себе и о своих родных и близких рассказала.
Родилась Ольга вскоре после войны в одном из областных городов центральной России. Годы были голодные, ее мать, будучи беременной, часто не доедала на послевоенном скудном рационе. Отец ее тогда был курсантом военного училища. Всю войну он мальчишкой провел на фронте. Командиры подразделений неотнократно определяли его в детские дома, но каждый раз сбегая оттуда, он вновь оказывался в действующих частях армий, - так и дотянул до Победы.
Встреча родителей произошла на танцплощадке, где в те далекие времена и было принято знакомиться. На площадке, где они встретились, большинство девушек были студентками городского педагогического училища, а юноши – курсантами танкового.
Первые два свидания произошли там же, а третье и все последующие назначались на центральной площади города. И каждый раз, несмотря на довольно большое расстояние, отец, меняя маршруты, провожал маму до ее дома. Иногда на это, в зависимости от пройденного расстояния, уходило все отпущенное на увольнение время. Когда случалась непогода находили себе убежище в кинотеатрах и домах культуры. Случалось так, что один и тот же фильм смотрели по несколько раз. До своего училища отец, после свиданий, если везло, добирался на попутках, перескакивая с одной машины на другую. В противном случае всю дорогу приходилось преодолевать бегом, и не всегда он успевал к установленному времени до училища. Из-за этого его чуть было не отчислили – отделался гауптвахтой. Так постепенно складывалась из этих эпизодов будущая семья.
Что-то, чего не раскрывали родители, произошло между ними после регистрации их брака, продолжала Ольга, - маму не признавали в строгой семье мужа, не ко двору пришлась.
Когда родилась я, отец уже служил в армии. Бытовые условия в те годы у военных были очень тяжелые, надо было найти комнату для проживания. А кто тогда охотно сдавал комнату для семей с грудными детьми? Вот и пришлось маме возвращаться домой и жить в семье моей бабушки. Ох, и не сладко было ей там, попрекали часто всем: и что нет мужа рядом, и что не ко двору пришлась свекрови, логика железная у простых людей – сама виновата. Но надо было выживать в этих сложившихся условиях. В те годы давали совсем мало времени на декретный отпуск, и вскоре маме пришлось выйти на работу. А далее последовало и следующее испытание: мама, боясь потерять мужа, уезжает к отцу в Западную Украину, оставив меня на попечение бабушки. Мое одиночество без родителей длилось долгие три года. Наконец разногласия и все отношения в семье были улажены и, вскоре, я уже радовалась рождению сестренки.
Отца перевели служить на Дальний Восток, сначала во Владивосток, а потом его часть перебросили на границу с Китаем. Часть располагалась на огороженной от гражданских лиц, территории местного поселка. А сам поселок раскинулся на берегу главного притока Амура – реки Зеи. Зея очень красивая река с быстрым и мощным течением. Сколько лет прошло, а я до сих пор вспоминаю время ледоходов на ней. К слову, многие ученые, сравнивая полноводность Зеи и Амура, даже утверждают, что не она является притоком Амура, а наоборот. Там мы прожили немногим более четырех лет, там я пошла в первый класс поселковой школы.
Здесь Ольга прервала свой рассказ и вышла из купе, остановилась напротив окна и .стала задумчиво в него всматриваться. Так молча простояла она более пяти минут. О чем она думала и, что вспоминалось ей в это время одному Богу известно. А вернувшись в купе, продолжила свое повествование. -
Мое детство было очень сложным и прошло под страхом каждодневных наказаний. Мама пыталась все время удержать отца, боялась даже препятствовать ему, когда он физически наказывал нас с сестрой. Особенно он срывался на мне, старшей дочери, если бы не мое рождение – брака не было, и не было бы этих последующих постоянных измен.
Отца по ранению демобилизовали и мы переехали жить в небольшой городок в Московской области, куда к этому времени перебрались родители мамы. Житие-бытие было нестерпимым: жили в одной комнате три семьи, спали на нарах, современные дети этого не знают, это деревянные настилы, прикрепленные под потолком. Переехав в Подмосковье, я попала в другую среду: Заниматься дома было негде, комната площадью в шестнадцать квадратных метров еле вмещала восьмерых человек. Прожив в таких условиях более года мы –папа, мама, я и сестренка - переехали в отдельную комнату чуть меньшей площади, которую родителям выделили местные власти в доме с коммунальными квартирами.
Коммуналка – это состояние человеческого пребывания в искусственном созданном социуме, его еще помнят наши люди, а некоторые семьи живут до сих пор в таких квартирах. Отец по-прежнему, отыгрываясь, срывался на нас. Постоянная депрессия от ему непонятого и неустроенного пребывания в этом мире отравляла его близким жизнь. Эмоциональный накал нетерпимости к такой жизни, вынужденного пребывания в этой семье, вылилось в бегство вникуда.
Мы с сестрой очень переживали за маму, но ее характер и предприимчивость позволяла ей складывать такие сложные взаимоотношения с другими мужчинами для создания семьи, что у нас от этих историй порой захватывал дух и хотелось чтобы все оставалось по-старому. Вскоре, а точнее через год с небольшим, отец, так и не сумевший создать новый очаг с женщиной из его родного города, вернулся по просьбе мамы в семью.
Пролетели школьные годы. Поступление в институт прошло на удивление спокойно: в школе был сильный преподавательский состав, и экзамены не были страшны. Самая хорошая и светлая страница в жизни в этот период был институт. Активное участие в научных кружках, занятия спортом, посещение театров, музеев и выставок, просмотр фильмов в кинотеатрах – все это заглаживало детские страхи, неуверенность в себе.
После третьего курса, в период летней сессии, я была приглашена на свадьбу своего старосты. Свадьба, с деревенской пышностью, справлялась за городом. Студенты добирались на электричке, любуясь видами природы за окном и обсуждали предстоящие экзамены. Со мной ехала подруга со своим женихом и еще четверо мальчишек из группы .
В молодости все выглядит как приключение и всегда находится повод
посмеяться над чем угодно. Так незаметно, в разговорах и шутках, добрались мы до нужного нам адреса. Сколько не игралось в те годы свадеб, ничего нового там не происходило: сценарий везде был стандартным, а у молодых одно желание – скорей бы остаться одним, а у гостей хорошо поесть, поплясать и попеть.
Вот там-то и увидела я своего избранника. Молодой человек был высокого роста и когда он пригласил меня на танец, я, чтобы его разглядеть, высоко поднимала голову. Разговорились. Мне очень понравилась его застенчивость, не было той развязанности и пошлости при разговоре, как у некоторых ребят в институте и вообще он мне казался очень скромным и внимательным. Знакомство продолжилось и на следующей день этой свадьбы, а в Москву мы уже возвращались вдвоем, сидя друг против друга в полупустом вагоне электрички. Так за разговорами незаметно добрались до города, где при расставании он назначил мне свидание. -
И.И.Е. август 2017 г.