У большинства людей, Корея и корейцы ассоциируются с традиционными конфуцианскими или, на худой конец, буддийскими ценностями.
Попробуем разобраться более подробно.
Действительно, Корея очень долгое время пребывала под влиянием своего «старшего соседа» - Китая, заимствуя оттуда образцы культуры, государственного управления и многое другое. Не будем залазить очень глубоко в историю, скажу лишь, что государство Чосон (1394 – 1897), которое является «бабушкой» современной Кореи, действительно официально приняло в 1397 конфуцианство как государственную религию. Вообще, строго говоря, конфуцианство это нравственно-философское течение, так оно определяется современными религиоведами.
В середине XVII века, королевство Чосон стало вассалом цинской империи, конфуцианские традиции еще более укрепились. Вместе с тем, Чосон считалась полностью закрытой для европейцев страной.
Первая попытка внедрения христианства (католицизма) относится к концу XVIII века, когда корейский купец Ли Сын Хун крестился в Пекине и вернувшись на родину стал проповедовать эту религию. В Чосоне преследовать за христианские проповеди стали только с 1801 года.
С середины XIX века европейцы, американцы и японцы делали попытки «открыть» Чосон для иностранцев. Удалось это сделать японцам после японо-корейской войны 1894-95 гг. Кстати, это была первая успешная война стремительно европеезирующейся Японии.
С этого момента начался закат Чосона, переименованного в «Корейскую империю». Окончательный удар по независимости этого государства нанесла Русско-Японская война 1904-05 г, которая надолго выкинула Россию из дальневосточных дел. В ноябре 1905 года между Японией и Кореей был заключен договор о протекторате (по сути, об отказе Кореи от собственной внешней политики), а в 1910 году Корея была оккупирована Японией, став японской колонией, управляемой японским генерал-губернатором.
В этот период в корейском обществе начались одновременные процессы переосмысления устоев общества. С одной стороны, новые хозяева страны, японцы, насаждали свою версию религии –синтоизм. Разумеется, как при любом завоевании, это вызывало отторжение местных жителей.
С другой стороны, конфуцианство напоминало всем о национальном крахе, унижении страны. В среде сначала интеллигенции, а, затем, «широких народных масс», конфуцианство стало считаться причиной отсталости страны, которая и привела к краху. Справедливо это или нет – я не буду в рамках короткой статьи задавать этот сложный историко-философский вопрос. Просто, отметим для себя, что в глазах общественности, это было именно так.
И корейцы стали искать альтернативу для своей основной религии. Быстро стало набирать популярность христианство, причем, именно в протестантском варианте. Почему именно эта ветвь мировой религии стала популярной? Причин тут, как я полагаю, две. С одной стороны, наличие в Восточной Азии большого количества американских и европейских миссионеров-протестантов. Помните фильм «Шанхайский сюрприз»? События там происходят в Гонконге и Шанхае, примерно в описываемый период или позднее (1938 год). Вот именно такие миссионеры и составили «инфраструктуру» обращения корейцев в протестантизм. Другой мотив- Америка (США) уже тогда были для многих азиатских народов образцом для подражания, люди видели американское индустриальное и финансовое превосходство, причем, сравнивая их даже с европейцами. Ну, а для корейцев, это еще был жест- сделать неприятно японцам, которых они стали ненавидеть все больше и больше.
Наконец, последний гвоздь в каркас протестантской системы общества забила Корейская война 1950-53 гг. Для поколения людей, выросших в те годы в Южной Корее, без всякого преувеличения, американский солдат- это воин освободитель. Который, в идеологическом плане, конечно, ассоциировался, прежде всего, с протестантскими ценностями.
Вот как выглядит сейчас религиозная структура общества Южной Кореи по данным на 2015 год.
Не религиозны – 56% населения.
Первое место, среди тех, кто верит в бога, это протестанты -19,7%.
Второе место, это не конфуцианство, как можно было бы подумать, а буддизм – 15,5%. Интересно, что в последние десятилетия доля буддистов не снижается, интерес к этой религии подогревается в том числе и государством. Существуют программы продвижения, в том числе, и на международных рынках, посещения и проживания в буддийских монастырях (Temple Stay).
Развитие буддизма (или, правильнее сказать, возdращение к истокам) в Корее относят к 1960-м гг и связывают с именем президента-генерала Пак Чхон Хи, правившего страной с 1961 по 1979 год.
Это был один из немногих корейских послевоенных политиков, исповедовавших не протестантизм, а буддизм. Он выдвинул госпрограмму «национального возрождения».
Третье место занимают тоже христиане – католики, 7,9%.
А вот конфуцианство в Корее занимает, вопреки расхожему мнению, совсем небольшую долю- всего 0,7%.