Ведущая роль в противодействии эпидемиям принадлежит информированию населения. На примере одного из основных пензенских информационных агентств – "Пензаинформ" – попытались проанализировать, как освещалась проблема COVID-19 в региональных СМИ.
До первых «петухов»
Большой активности в СМИ до информации о выявлении первого случая COVID-19 не наблюдалось. С начала марта - каждый день – не более 3 сюжетов в новостях: зараженных нет, побывавшие за границей – в изоляции, в аптеках маски есть в наличии, но подорожали. Роспотребнадзор организовал работу «горячей линии» для явки с повинной туристов.
Еще: за границей все плохо, а у нас выписывается первый больной и единичные случаи заболеваний. Отработан алгоритм действий медицинского персонала и лабораторной диагностики. В аэропорту меряют температуру.Это внушает оптимизм.
6 марта выходит Постановление главного санитарного врача. Как обычно. Известие об оплате больничного народ воспринял с удовлетворением.
Он слишком много знал…
После 8 марта ситуация изменилась. Губернатор заявил, что чиновники расслабились. И напряг подчиненных. Возможно, он уже что-то знал? Во всяком случае, Белозерцев усомнился в идеальном состоянии дел. Я, честно сказать, тоже. А путь к истине лежит через сомненья.
Губернатор просил сделать паузу в поездках по миру. Кстати: федералы это сделали только 12 марта. Еще губернатор сообщил, что всем необходимым заинтересованные службы обеспечены. Видимо, основываясь на рапортах медицинских чиновников. Но, тем не менее, заявил:
«Еще раз обращаю внимание минздрава на активизацию работы по информированию граждан. Я сомневаюсь, что мы никого не пропустили из граждан, прибывших из стран с группой риска. Они могут чувствовать себя хорошо, но могут еще заболеть, так как инкубационный период, как мы знаем, длится 14 дней»
Мы всех выявим на чистую воду!
11 марта сообщили:
- в Пензе начали самостоятельно диагностировать COVID-19;
- ВОЗ объявила пандемию;
- депутаты недовольны профилактикой.
Почему-то заявки на улучшение этой профилактики касались, в основном, вопросов, от которых мало зависело развитие эпидемии. Они сводились к уборке в музеях и картинной галерее, организации утренних «фильтров» в школах и больницах с использованием малоэффективного измерения температуры.
Был вынесен вердикт: в дистанционном обучении пензенские школьники не нуждаются. Что действительно было важно, так это меры, предпринятые пензенскими храмами.
О том, как будет проводиться диагностика почему-то сообщалось как-то мутно. Как и по всей России, наверное. Зато пензенских школьников попросили принести из дома маски. А медработникам рекомендовали их шить из марли.
В целом пензяки не испугались – еще 14 марта эпидситуация в области объявлялась стабильной.
Первый, пошел!
За 14 марта насупило пятнадцатое. В области госпитализировали пациента с подозрением на коронавирус. По решению главы региона Ивана Белозерцева с 16 марта в Пензенской области вводится режим повышенной готовности.
Количество массовых публичных мероприятий ограничат, также рассмотрят вопрос об увеличении продолжительности каникул у школьников. В дошкольных учреждениях усилят профилактические и контрольные меры.
Работать «по ситуации», оперативно, на упреждение, чиновники по-прежнему не научились. В области по-прежнему проводят культурно-массовые мероприятия и спортивные игрища. Но, наконец-то, начинают готовить госпитальную базу и планировать «маршрутизацию» больных. Работают «по факту», стараются решать проблемы по мере их возникновения.
Каждый подозрительный больной должен быть подсчитан
Одновременно с активностью чиновников увеличивается активность СМИ.
«Суммарно на коронавирус обследовано 307 лиц. Сейчас 162 человека находятся под наблюдением. В РЖД разосланы предложения по обеспечению готовности к противодействию коронавирусной инфекции, рекомендован тепловизорный контроль прибывающих пассажиров», - доложил Михаил Перекусихин.
Кроме того, определены резервные стационары, готовые принять зараженных вирусом COVID-19.
Уже 15 марта диагноз у больного, который оказался женщиной, был подтвержден. СМИ опубликовали опровержение информацию о, якобы, заражении детей в школе, в которой учился ребенок заболевшей.
Только без паники!
Журналисты освещают информацию из официальных источников. Из нее становится ясно, что зарегистрирован случай «местного» заражения.
«Заболевшая вообще не выезжала за пределы Российской Федерации. Отрабатывается версия, что был контакт с теми, кто находился за рубежом», - сообщил руководитель Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Михаил Перекусихин. Фамилия, место работы предполагаемой заболевшей не разглашаются. Проходит эпидрасследование, ищут людей, с которыми дама общалась в последнее время".
Нарастает ажиотаж. К исчезнувшим в аптеках маскам присоединились и отдельные продукты. С населением никто не работает. Людям не объясняют, как важно реже посещать магазины (а значит – сформировать запас продуктов на 1-2 недели). В итоге они сметают с прилавков все. Складывается ощущение, что процесс запущен особенно быстро после обращения к нации В.Путина.
Все будет хорошо!
В СМИ публикуется информация о том, что дефицит масок будет ликвидирован, как и ажиотаж в отношении продуктов. Журналисты пишут о том, что волонтеры начали обрабатывать общественный транспорт, а школьников решено переводить на дистанционное обучение.
На автовокзале будет больше уборщиц, а работники музеев и картинной галереи будут встречать посетителей в масках и халатах. Школьников учат шить маски, в колониях отменяют свидания. Правительство стало бороться с фейками.
Минздраву обещали выделить 42 миллиона рублей на оборудование и прочие надобности. Это важно. СМИ подчеркивают: борьба с заразой – дело медицинских работников. Как показывает опыт, они заболевают и умирают первыми. Особенно, когда их не успели обеспечить средствами защиты.
В жизни всегда есть место подвигу.
Медики в ответ вновь продемонстрировали готовность.
«Долг медика - в первую очередь думать о пациенте. Во вторую очередь - о себе», - отметила фельдшер скорой медицинской помощи Татьяна Арбекова.
Очень хочется верить, что так оно и будет. Но меня терзают смутные сомнения. Очень уж непоследовательно и половинчато выглядят проводящиеся мероприятия. И еще: они хронически запаздывают.
Хотите почитать дайджест региональных новостей по COVID-19? Полный текст читайте здесь.