Если вы думаете, что активное использование пропаганды придумали немцы, то ошибаетесь. Первыми это стали делать американцы.
Психологические операции. Эти слова звучали настолько неоднозначно, что американские военные в 2010 году переименовали этот термин в «Операции военно-информационной поддержки». Они не скрывают, чем занимаются эти батальоны.
Официальная формулировка в переводе выглядит приблизительно так: «Спланированные операции по доставке информации иностранной аудитории с целью воздействовать на эмоции, мотивы, объективное мышление. Под иностранной аудиторией понимаются различные группы людей, организации и правительства. Цель операций – изменять мнение иностранной аудитории для достижения поставленных целей».
Прим этом американские военные стараются избегать сомнительные формулировки, где используются выражения вроде «ввести в заблуждение», «дезинформировать» и так далее. Слово пропаганда им тоже не нравится. Они объясняют это тем, что пропаганда может быть направлена и на собственное население, а их подразделения работают только с зарубежной аудиторией.
Первый президент – первый лжец
Пропаганда американцами активно использовалась со времен основания их государства. Вот, например, что писал третий президент США:
«Продолжайте делать ручкой то, что в другие времена делалось мечом. Реформаций проще добиться, действуя на ум человека, а не его тело».
Из письма Томаса Джефферсона Томасу Пейну, 1792.
Многие историки считают, что именно работы Томаса Пейна помогли начать войну за независимость от Великобритании. Особенно отмечают его памфлет «Здравый смысл». Основной целью были апатичные американцы. Каждый хотел перетянуть их на свою сторону.
Но ближе всего к настоящей пропаганде подошел первый президент США – Джордж Вашингтон. Газета «Нью Джерси Журнал» получала новостные статьи прямо из офиса Вашингтона. Основной целью было – поднятие духа у населения и сохранение патриотических настроений.
Короли желтой прессы
В 1898 году правительству США не нужно было ничего придумывать для начала конфликта с Испанией. Для этого уже все сделали американские журналисты, которые с усердием разжигали взаимную ненависть.
Журналисты Вильям Рэндольф Хэрст и Джозеф Пулитцер, в честь которого названа престижная премия, легко и с удовольствием писали о зверствах испанцев по отношению к кубинцам. В их статьях, возможно, была доля правды. Но преувеличений там было еще больше. Эти журналисты, пожалуй, первыми в мире поняли, как легко продается насилие, пусть и выдуманное.