Найти в Дзене

В ПОВОЛЖСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ ИНСТИТУТЕ ПРОШЛА НЕДЕЛЯ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

С 10 по 16 марта в Поволжском православном институте в рамках Недели кафедры русского языка и литературы прошел целый ряд  интересных и разнообразных по своему формату мероприятий.  Это был хотя и не столь длительный, но неоспоримо содержательно насыщенный промежуток времени в жизни не только филологов нашего института, но и всех интересующихся русской словесностью и русским языком.

В эту неделю филология объединила представителей всех направлений подготовки нашего института, и каждый желающий смог выбрать именно то мероприятие, которое оказалось ему ближе всего по душе. Как не вспомнить здесь слова выдающегося отечественного филолога Д.С.Лихачева: «Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры… Филология объединяет человечество».

Интересно, что Неделя кафедры словно восстановила историческую хронологию событий, сделав стартовым мероприятием историко-филологический семинар «"Рядом с Пушкиным умнеет все, что может поумнеть": пушкинские уроки в русской литературе», который состоялся 10 марта. Торжественным словом семинар открыл доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук А. А. Ильин, направив всех гостей на размышления о великом предназначении поэта. В ходе семинара каждый желающий мог прочитать любимое стихотворение, написанное великим русским поэтом, А.С. Пушкиным. Ни одно стихотворение не было оставлено без внимания, каждый гость мог поучаствовать в обсуждении и поделиться своими мыслями и чувствами, возникшими под впечатлением прочитанных участниками семинара поэтических произведений. В семинаре участвовали не только студенты института, но и гости Поволжского православного института. Недаром А.С. Пушкина называют «Солнцем русской поэзии», ведь в этот день его творчество озарило каждого участника семинара неподдельной улыбкой восхищения.

На следующий день, 11 марта,  в стенах Поволжского православного институт прошел диктант, посвященный 120-летию со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя, выдающегося отечественного лингвиста, автора известных практических пособий по русскому языку, которого биографы называли «патологически грамотным человеком», «эталоном русского языка», «последним, кто хорошо знал русский язык». Это мероприятие готовили студенты-филологи 1-3 курсов.   Посохина А. и Гладилина Ю. (студентки гр. ОФ-201) подготовили презентацию о жизни и профессиональной деятельности Д.Э.Розенталя, который внес огромный вклад в развитие отечественной лингвистики. Презентацию посмотрели все 52 участника диктанта, которые в этот день решили попробовать свои силы в знании норм русского языка. После просмотра презентации студенты всех направлений и курсов написали диктант «Дитмар Эльяшевич Розенталь – профессор «Великого и могучего». В роли «диктовщиков» текста (или «диктаторов», как стали недавно называть тех, кто диктует текст Тотального диктанта) впервые выступили будущие педагоги, а сегодня студенты-филологи: Васильцова А., Дворянкина Е. и Яворовский А., студенты гр.ОФ-201, и Шорыгина А., студентка гр.ОФ-301.Надо сказать, что большинство писавших диктант справилось с этой непростой задачей и показали себя знатоками русского языка. Диктант выявил и самых грамотных студентов. Это Шкаврова Валентина, студентка группы ОФ-301, которая заняла 1 место (количество ошибок – 1/1), Бабаева Джавгарат (студентка гр.НО-201) – 2 место (количество ошибок –1/2), 3 место разделили 2 студента – Ворожбитов Дмитрий (студент ЭО-101) и Кудинова Полина (студентка И-201) с одинаковым результатом (количество ошибок – 2/2). Поздравляем победителей!

Следующим по хронологии этапом развития русской литературы стал Серебряный век – именно ему был посвящен очередной Литературный салон «Чтобы вовек твоя свеча во мне горела… (Цветаева и Пастернак: роман в письмах)», проведенный 12 марта в научной библиотеке института. Организатором и вдохновителем салона является доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук Т.И. Мартынова. Студенты-филологи с большим интересом участвовали в данном мероприятии, ведь каждый мог прочитать любимое стихотворение и окунуться в атмосферу творчества. На вечере не только читались поэтические произведения, но и затрагивались ключевые моменты в биографиях поэтов, в том числе и взаимоотношения Цветаевой и Пастернака. Литературный салон посетили студенты разных направлений подготовки и гости Поволжского православного института, и каждый из них ушел под ярким впечатлением от услышанных в этот вечер поэтических откровений. Очень важно то, что мероприятия, посвященные выдающимся представителям русской словесности, становятся доброй традицией нашего вуза.

Заключительным мероприятием в рамках Недели кафедры русского языка и литературы стал научно-практический семинар «Урок словесности в условиях новых образовательных стандартов», который прошел 16 марта. Семинар был организован под эгидой Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), коллективным членом которого является кафедра русского языка и литературы нашего института. Партнером семинара выступило Городское сетевое методическое объединение учителей русского языка и литературы г.о. Тольятти. В работе семинара приняли участие 46 учителей из 25 школ и гимназий г.о.Тольятти.

Ведущими мероприятия стали Венгранович М.А., доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы Поволжского православного института, и Бахарева С. А., учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 89», председатель Городского сетевого методического объединения. С приветственным словом к участникам семинара обратился Владимир Иванович Аннушкин – известный российский лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики; научный руководитель Школы русского слова Поволжского православного института.

В ходе семинара поднимались актуальные и дискутируемые в педагогическом сообществе вопросы и проблемы. Лысова О.Ю., доцент кафедры русского языка и литературы, ознакомила учителей с возможными формами организации научно-исследовательской работы учащихся. В сообщении методиста МАОУ ДОП ЦИТ Елизаровой Н.В. был затронут очень важный вопрос для сегодняшней системы образования: на основе какого алгоритма и по какой адаптивной образовательной программе организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе с учетом вида и тяжести нарушений каждого ребенка?   В свою очередь   Апевалина Е. Н., учитель русского языка и литературы  МБУ "Школа №56", и Димурина О.А., учитель  русского языка и литературы  МБУ "Школа №94», (оба учителя – члены городского сетевого методического объединения учителей русского языка и литературы г.о. Тольятти), поделились уникальным опытом организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе платформы Moodle: из каких базовых элементов строится дистанционный урок русского языка или литературы в 5 классе общеобразовательной школы, какие приемы информационных технологий использовать в организации каждого тематического модуля и др. Большой интерес у присутствующих вызвало выступление   Рыбаковой О.В., учителя литературы Православной классической гимназии г.о.Тольятти, которая ознакомила учителей с опытом реализации в гимназии сетевого образовательного модуля по литературе, изобразительному искусству, Закону Божию, географии и истории «Квест по житиям русских святых» для учащихся 5-7 классов. Технология СОМ (сетевой образовательный модуль) ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность детей по освоению учебного содержания и презентацию результатов этой деятельности в любых форматах и использует различные активные педагогические технологии: игровое обучение, «перевернутое обучение», «обучение вне стен классной комнаты» и др. Кроме того, учителя обсудили   такие актуальные на сегодняшний день темы, как подготовка к ГИА в 9 классе (этот вопрос затрагивался в сообщении Амировой Т.А., учителя русского языка и литературы МБУ "Школа №13"), организация работы с учащимися с задержкой психического развития (данную тему осветили учителя русского языка и литературы МБУ "Школа №91" Щёголева И.В. и Протасова Г.Г.). С методическими рекомендациями по использованию на уроках литературы в 11 классе УМК под ред. Ланина Б.А. выступила учитель  русского языка и литературы МБУ "Школа №89", председатель городского сетевого методического объединения учителей русского языка и литературы г.о. Тольятти Бахарева С. А.

В заключение семинара был поднят еще один вопрос, который неизменно встает перед каждым учителем-словесником: как активизировать читательскую активность учащихся? О своем опыте присутствующим рассказала молодой и очень перспективный учитель русского языка и литературы  МБУ "Школа №89» Шарпалова Е. В., которая уже в течение нескольких лет организует в школе литературные гостиные и школьные балы. В разработку сценариев, распределение ролей, подбор декора и проведение каждого мероприятия учитель вовлекает практически каждого учащегося. В результате  дети не только получают эмоциональный заряд, проявляют свою активность, но и углубленно знакомятся как с самим автором и его произведением, так и с историко-культурным фоном, сопровождающим создание художественного творения.

Семинар стал той площадкой, на которой состоялся заинтересованный профессиональный диалог между учителями средних школ и представителями вузовской филологической науки, и заложил традицию по обмену опытом между преподавателями-словесниками образовательных учреждений, представляющих различные ступени современного филологического образования.

Завершить обзор мероприятий Недели кафедры русского языка и литературы можно словами английского писателя Джованни Руффини: «Учитель, как свеча сгорает, чтобы осветить путь другим».

Об этих и других мероприятиях кафедры и интересных новостях из мира филологии любой желающий может узнать в группе Поволжского православного института в социальной сети Вконтакте и в аккаунте кафедры русского языка и литературы filo_log.ppi.

До встречи на необъятных просторах филологии!

Материал подготовили:  Юлия Гладилина, студентка направления «Отечественная филология», Марина Венгранович, заведующий кафедрой русского языка и литературы.