Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Дилижанс в Тумбстоун (2)

ГОВАРД ХЬЮЗ

ДИЛИЖАНС В ТУМБСТОУН

Справочник кинолюба по лучшим вестернам

Пер. с англ. Свен Железнов

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ: БОЛЬШИЕ ДОРОГИ

С приходом звука в 1927 году, скрипучие голоса, заикания и бормотание испортили карьеру многим актёрам. “В старой Аризоне” (In Old Arizona, 1929) был первым фильмом, при съемках которого микрофоны записывали на открытом воздухе, и где Уорнер Бакстер впервые сыграл Циско Кида, за что получил награду Академии, как Лучший Актёр. “Симаррон” (Cimarron , 1931) – эпический вестерн с Ричардом Диксом и Ирен Данн в главных ролях, оказался очень популярным и, кроме того, выиграл Оскара как Лучший фильм года. Сюжет ленты снова строился вокруг гонки за землей чироки. Дикс ранее прославился в фильме “Исчезающий американец” (The Vanishing American, 1925), который эксплуатировал тему индейцев навахо, и снимался в Долине Монументов.

“В старой Аризоне” (1929)
“В старой Аризоне” (1929)

В дополнение к этим заслуженным лентам было снято множество других образчиков жанра, таких как Шпоры (Spurs, 1930) и Богатый Малыш (The Concentratin’ Kid , 1930) с Хутом Гибсоном, вестерны с черными актерами для черных зрителей – Гарлем в прериях (Harlem on the Prairie ,1937) и Гарлем на ранчо (Harlem Rides the Range , 1939), и даже вестерны с карликами во всех ролях – знаменитый "Ужас Крошечного Городка" (The Terror of Tiny Town, 1938). Постоянными звёздами вестернов являлись Кен Мэйнард и его конь Тарзан, младший брат Мэйнарда – Кермит, Бак Джонс и Текс Риттер со своим конем Белой Вспышкой. Также был Джонни Мак Браун, сыгравший главную роль в “Билли Кид” (Billy the Kid, 1930) и использовавший револьвер реального Билли, полученный взаймы от Уильяма С. Харта.

"Ужас Крошечного Городка" (1938)
"Ужас Крошечного Городка" (1938)

В 1930-м Рауль Уолш снял свою караванную классику – “Большая тропа” (The Big Trail, 1930). На главную роль скаута Брека Колемана Уолш пригласил 23-х летнего декоратора и статиста Дюка Моррисона, после того как предложение отклонили Том Микс и Гэри Купер (Купер снялся в роли скаута Клинта Белмета в почти что идентичной киноленте производства Парамаунт “Сражающиеся караваны” (Fighting Caravans) годом позднее). “Большая тропа” рассказывает историю каравана пионеров, движущегося от берегов “Большой реки” – Миссисипи – к Земле Обетованной в Орегоне, на расстояние 2500 миль, показывая опасности пути. Скаут Брек также занят тем, чтобы пограничное правосудие настигло убийц его лучшего друга; погонщик Реда Флэк и его приятель Лопес оказываются виновными. Флэк – запоминающийся образ в исполнении Тайрона Пауэра Старшего, безобразного, монстра с хлыстом и лицом как медвежий капкан.

“Большая тропа” (1930)
“Большая тропа” (1930)

Съемки “Большой тропы” шли хаотично, то в Аризоне, то в Калифорнии, то в Юте, то в Вайоминге и Монтане. Во время съемок Моррисон заболел дизентерией; Маргерет Черчил, его прекрасная леди, была прекрасна лишь в периоды между хроническим появлением прыщей; а большая часть актёров пьянствовала. Логистика фильма с 2-х миллионным бюджетом требовала координации сотен статистов и единиц реквизита, включая десятки тяжелых, запряженных в быков ‘шхун прерий’ класса Канестога (носивших такое имя из-за напоминающего корабль корпуса). В одной из сцен, фургоны спускаются со скал на примитивных блоках с веревками (Хуррикэйн Блаффс в национальном парке Сион); в другом они переезжают вброд бурную, мутную реку. Фильм снимался в двух форматах – 35 мм и 70 мм (широкоформатный Гранде). До того, как стали популярны субтитры и дубляж, голливудские фильмы часто снимались одновременно на нескольких языках, с разными актерами. “Большая тропа” была также снята на немецком (выпущена как Der Große Treck or Die Große Fahrt) и испанском (Horizontes Huevos). В немецкой версии главные роли играли Тео Шаль, Марион Лессинг и Эль Брендель. В основном действие всех версий было одинаковым, замена актеров требовалась только на крупных планах. В англоязычной версии Дюк Моррисон играл энергично, но демонстрировал неопытность, когда дело доходило до диалогов, несмотря на то, что его обучал известный шекспировский актер Лумсден Харе.

Еще до начала съемок студия Уильма Фокса решила, что её не устраивает имя Дюка. Его настоящее имя было Марион Митчел Моррисон (некоторые источники называют среднее имя как Майкл, но это миф, который создал сам актёр), что совершенно не подходило герою боевика. Так Моррисон был переименован в Джона Уэйна. 70 мм версия имела продолжительность 158 минут и демонстрировалась лишь в двух кинотеатрах, в Голливуде и Нью Йорке, а в остальных местах показывали 125-и минутную версию 35 мм. Интертитры напоминали немые эпики прошлого. Но в отличие от них “Большая тропа” в прокате провалилась. Уэйн вскоре потерял контракт с Фоксом, а трюковые и боевые сцены из фильма были проданы студии Репаблик, и вскоре появились в массе разнообразных вестернов категории Б. С современного взгляда “Большая тропа” остается одним из величайших ранних вестернов. 79-и минутная немецкая версия оказалась очень популярна в Европе, в то время как британская 104-х минутная нет, потому что, когда фургоны встают, замирает и действие.

ПРОДОЛЖЕНИЕ