В 1226 году войска великого завоевателя вторглись на территорию Тангутского государства. Это была богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и взяла в осаду монгольская орда.
Во время осады города Чингисхан умер. Произошло это в августе 1227 года. Причина же смерти великого кагана неизвестна. Монгольские нойоны сохранили это в тайне не только от простых воинов, но и от летописцев, восхвалявших подвиги багатуров.
О кончине грозного властителя долго никто не догадывался. Осаждаемый Чжунсин был взять штурмом в соответствии с волей покойного, подвергнут грабежам и разорению. Принимающие смерть тангуты с ужасом смотрели на огромный шатёр, возвышающийся в отдалении на холме, считая, что сам Чингисхан оттуда наблюдает за их мучениями.
Это было не так. Хладное тело великого завоевателя было уже далеко от залитых человеческой кровью мест. Мрачные монгольские всадники, убивая по пути всех встречных, везли его в родные степи. Вот как описывает обряд похорон Чингисхана Лев Гумилёв:
«В вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. Воины пустили тысячу лошадей по его могиле, чтобы не оставить и малейшего следа захоронения По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее: на могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка, и через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит её детёныш. Заколов верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и покинули могилу навсегда».
До сих пор неизвестно, где находится могила Чингисхана. Эту, одну из величайших тайн человеческой цивилизации никто не смог разгадать за последние восемьсот лет. Место погребения привлекает не только своей исторической ценностью, но и несметными богатствами закопанными в землю вместе с покойным.
Одно из преданий гласит, что похоронили великого завоевателя в том месте, где он и родился. Это всем известная долина Делюн-Болдок. Место довольно обширное. Если проследить долину с севера на юг, то она охватывает Агинский Бурятский округ, Ононский район, пересекает русско-монгольскую границу, проходит через Дадалийский сомон (административно-хозяйственная единица Монголии) Хэнтэйского аймака (района) и упирается в междуречье Селенги и Онона.
Мнение Российских специалистов однозначно: Чингисхан родился в 8 километрах от границы на территории Российской Федерации. Монгольские учёные придерживаются иной точки зрения, скромно утверждая, что грозный властитель осчастливил своим появлением верховья реки Онона, в месте слияния её с рекой Бальджин у трёх небольших озёр.
Есть и другие суждения, несколько отличные от вышеназванных. Так китайские граждане считают Чингисхана своим соотечественником. Они говорят, что он служил чиновником в северной провинции, но проштрафился и бежал в Великую степь. Здесь, после долгих мытарств, примкнул к монгольскому племени, возглавил его и, объединив под своим началом все другие племена, двинулся завоёвывать мир.
Естественно родился он на китайской земле, а его прах покоится в границах Китайской Народной Республики. Великий завоеватель не забыл свою родину и ещё при жизни дал соответствующие распоряжения о месте своего захоронения.
На столь почётную роль претендуют также и японцы. По их представлениям, Чингисхан — это самурай, поссорившийся со своими братьями. От вынужден был покинуть страну Восходящего Солнца, отправиться на материк и начать там жизнь с чистого листа.
Он служил в китайских войсках наёмником, затем перешёл на службу к маньчжурам, но, столкнувшись с их патологической жестокостью и алчностью, ушёл в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Будучи опытным воином, сколотил сильный отряд и начал своё постепенное восхождение к зениту славы.
Японцы ничего не говорят о том, что могила Чингисхана находится на их землях, но упорно и настойчиво занимаются её поисками. Ищут же в основном в монгольских степях — почему: скорее всего из-за бюрократических неувязок с китайскими и российскими властями.
О могиле Чингисхана повествует известный всему цивилизованному миру летописец Рашид-ад-дин (1247-1318), написавший «Сборник летописей» посвящённый монголам. Он указывает место захоронения грозного завоевателя в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен, Тола и Тунгелик.
Хребет или гора Бурхан-Халдун, как её называют многие источники, в те времена, когда жил Чингисхан, представляла собой место, лишённое какой-либо растительности. Здесь росли только редкие деревья. Возле одного из них и остановился великий каган, охотившийся в этих местах. Благодатная тень, отбрасываемая густой листвой, освежила лицо властителя.
Он задумчивым взглядом окинул одинокий кусочек живой природы, борющийся за своё существование среди голой каменистой земли. Может быть этот грустный пейзаж вызвал у него воспоминания о далёкой юности, когда он вот также был окружён неприветливым и жестоким миром. Как бы там ни было, но Чингисхан изъявил желание быть похороненным именно под этим деревом.
После его смерти всё было выполнено в точности. Путь до места захоронения составил 1600 километров. Пять тысяч лучших воинов сопровождали гроб с телом. Как проходил обряд похорон, уже написано. По истечению же двух лет, огромный район был оцеплен туменем (воинское подразделение, примерно 10 000 всадников), состоящим из воинов племени Урянхай.
В их задачу входило охранять могилу Чингисхана до тех пор, пока вся земля в окрестностях не зарастёт непроходимым густым лесом. Прошли годы, прежде чем посаженные людьми деревья выросли, окрепли и образовали густую лесную чащу. После этого оцепление было снято, а место захоронения уже невозможно было найти никому.
Так передаёт хронологию событий Рашид-ад-дин. Он создал большой и серьёзный труд. Он был почти современником описываемых им событий, может даже встречался с теми, кто принимал участие в великих завоеваниях и своими глазами видел Чингисхана. Поэтому трудно усомниться в его словах.
Кроме «Сборника летописей» существует и множество других исторических трудов, описывающих жизнь великого завоевателя. Самый фундаментальный пожалуй из них «Юань Ши» («История династии Юань»). Создан он в XIV веке большой группой людей под руководством учёных и литераторов Сун Ляня и Ван Вэя. В нём подробно рассказано как о монгольских завоеваниях, так и о самом Чингисхане.
Наряду с «Юань Ши» есть и иные источники: Чагатайская летопись «Сказание о Чингисхане», монгольские летописи «Алтан Тобчи» и «Шара Туджи», а также «Шэн-у цинь-чжэн». Информации в них много, но о месте захоронения сказано столь размыто и неопределённо, что остаётся только гадать, где оно находится.
Не менее интересную версию о могиле Чингисхана выдвигают и российские исследователи. По их мнению детство и юность Чингисхана прошли в Ононском, Оловянском районах и Агинском Бурятском автономном округе Читинской области. В этих местах протекает река Онон, которая указана во всех летописях, описывающих жизненный путь великого завоевателя.
Река Онон имеет большую длину. Её протяжённость составляет более тысячи километров. Но вот как раз в среднем её течении, аккурат в Ононском районе, между райцентром Нижний Цасучей и деревней Икарал, находится остров, который местные жители называют Экэ арал (мать островов).
Лежит он между двумя рукавами могучей реки и имеет в длину 20 километров, а в ширину 10 километров. Интересно то, что на нём присутствует урочище под названием Делюн-Болдок. По древним источникам именно в местности с таким названием и родился Чингисхан.
Правитель завещал похоронить себя в тех землях, где появился на свет. Следовательно, его могилу нужно искать в районе, примыкающем к острову Экэ арал. Старожилы же этих мест утверждают, что тело грозного властителя лежит на дне реки Онона, но немного западнее: между деревнями Верхний Цасучей и Кабухай.
Давным давно, восемьсот лет назад, в этих местах появилось множество нукеров. Их лица закрывали от посторонних взглядов надвинутые ниже бровей малахаи, но дорогая сбруя у лошадей, украшенные серебром ножны сабель, расшитые мелким бисером сапоги говорили о богатстве и знатности всадников.
Пригнали они с собой неисчислимое количество рабов. В изгибе реки стали те рыть глубокую траншею. Работали и днём, и ночью. Многие погибали от непосильного труда, и их бросали на дно канала, который неуклонно приближался к берегам Онона.
Наконец творение рук человеческих достигло течения реки, и бурный поток с рёвом устремился в новое русло, заполнил его и, успокоившись, опять величественно понёс свои воды по Великой степи.
Очень скоро природа сделала своё дело, уничтожив все следы захоронения. Русло же реки за восемьсот лет не раз менялось. Где сейчас находится этот таинственный склеп, в каком месте его искать — это неизвестно никому.
И уж совсем всё запутывает монгольский этнолог С. Бадамхатан: он установил, что название Бурхан-Халдун в истории носили пять разных вершин (впрочем, ученый заключил, что современная гора Бурхан-Халдун - это, скорее всего, та самая, правильная).
P.S. В учебнике альтернативной истории Фоменко и Носовского предполагается, что Чингисхан мог быть представлен НЕСКОЛЬКО РАЗ. Под разными именами и даже отнесен в разные эпохи! Однако его реальная личность «размножилась» лишь на бумаге, а не в действительности. Вопрос же о том – когда и где он жил на самом деле, – довольно непростой. Не менее сложен вопрос – «как его звали на самом деле». В древности у людей часто было много имен-прозвищ. Кроме того, попадая на страницы летописей, они иногда приобретали и новые «имена», клички, под которыми их современники никогда не знали. Это могло быть следствием ошибок, путаницы, переводов текстов с языка на язык. По версии того же Носовского и Фоменко Чингисханом могли называть великого князя Ярослава, предводителя Орды (регулярного войска Великой Руси). Кто знает.. Может поэтому и не могут найти могилу Великого Хана в Азии.