В тени коронавируса скрываются удивительные вещи. Кого-то заперли дома, не пускают на работу, в магазины. И хорошо, что это не у нас. Но ещё не вечер. Хотя и в нас накрывшей тени тоже скрывается нечто весьма меня тревожащее.
Сначала я ошалел – мы не подписали с ОПЕК договоренность о сокращении добычи нефти? И это когда цена подошла к 30 долларам за баррель. Удивило всё – мы не с ОПЕК (а с кем же?), мы загоняем цену ниже плинтуса (а ведь нас долго приучали к мысли - если нефть дешевле заложенной в наш бюджет, то очень плохо, всем будет плохо, и мне – точно, потому что опять упадёт рубль, и цены на всё подскочат), мы решили воевать (да, в Сирии мы хорошо себя проявили, но выглядело это так – американцы разрешили нам разобраться с ИГИЛ, мы и воспользовались монаршьей милостью).
Теперь пытаюсь осмыслить: что происходит? зачем нам это надо? решили воспользоваться моментом?
Сначала факты:
нефть (марки Brent) торгуется на уровне 26 долларов, вдвое ниже, чем две недели назад.
Саудовская Аравия объявила об увеличении поставок нефти на три миллиона баррелей в сутки. Что означает войну России и снижение цены нефти до 10 (а может и ниже) долларов.
Рубль обвалился, опускаясь всё ниже, уже до 80 за доллар. В магазинах рядом с моим домом все сметают гречку и тушёнку.
Вести с военных полей:
саудовцы слегка дрогнули – объявили о сокращении наименее значимых статей расходов (13 млрд $). Не исключают и дальнейших сокращений.
Пресса США: “Сланцевый сектор США почти убит. На рынке — кровавая баня. Миллиарды долларов вымыты из капитала”; сланцевая отрасль держится только на заёмном капитале, к концу года начнётся её ликвидация.
Хранилища нефти быстро заполняются. Уже поговаривают о заполнении танкеров. И тогда цена нефти может стать отрицательной.
Удивительно, но мировая пресса не винит в нефтяной войне Россию. Виновна Саудовская Аравия, ультимативно потребовавшая от России снизить суточную добычу на 1,5 миллиона баррелей. А наши возмутились. Позиции США, что ещё удивительнее, тоже не называют сильными. Позиции саудовцев самые слабые – их бюджет сформирован по цене 85 долларов за баррель.
Россия воспользовалась моментом и нанесла удар – так считает западная пресса. Во-первых, наконец-то отыграется за все моральные унижения последних лет, во-вторых, Путин добьётся максимальных уступок от Вашингтона и стран ОПЕК, поддерживающих его воинственную политику.
Западники подтверждают: финансовые резервы России велики, она способна победить в этой войне.
Не скрою – читать такое очень приятно. Но рубль-то где? Пошли слухи об отставке главы Центробанка Набиуллиной. Что, на мой взгляд, полная лажа, так как она – верный страж Путина, выполняет его волю.
Когда я узнал, что в резервных фондах накопили два триллиона долларов, то после приятного удивления появилась горечь – это происходило за мой счёт: опущенный за это время вдвое рубль и меня столь же обеднил. Теперь в слухах фигурирует цифра 100 рублей за доллар. При всём моём скептицизме к подобным слухам понимаю, что вполне это вероятно. Тратить накопленные резервы вряд ли станут на поддержание рубля. Не тратили же их, когда ещё только копили.
Тогда зачем нам эта победоносная война, если меня опять опускают?
И как же последние обещания Путина, что главным для него является увеличение моего благосостояния?
Остаётся верить – всё просчитано, рубль быстро вернётся на прежний уровень.
Но как можно это просчитать, если абсолютная неопределённость с коронавирусом. Я так и вовсе ожидаю вторую волну.
Ох…
И огорчает очень уважаемый мною Владимир Соловьёв, утверждающий: не надо смотреть на курс доллара – смотрите на ценники в магазинах. Он уверен, что цены удастся удержать. Раньше не удавалось. Неужели мы такие стали самостоятельные?
От того, что есть накопления в резервных фондах, вряд ли изменится что-то быстро в нашей стране. Даже если Национальные фонды оправдают надежды, то это не произойдёт быстро, они могут только дать старт нужным процессам в экономике.
И Соловьёв наверняка это понимает. Но он сейчас горячо поддерживает все замыслы Путина. И если он так говорит про курс доллара и ценники, то
значит, наверху рубль решили отпустить.
Ох…