"Умирающий лев", пожалуй, самый печальный памятник в Швейцарии. Композиция посвящена памяти воинов швейцарской Гвардии, которые отдали свою жизнь защищая дворец Тюильри в Париже во время французской революции 1792 года. Она стала первым в Европе памятником, содержащим только изображение животного.
"Лев лежит в своем логове на срезе невысокой отвесной скалы, ибо он высечен в горной породе. Фигура его огромна и преисполнена величия. Голову он склонил набок, сломанное копьё торчит из плеча, лапа лежит на лилиях Франции, защищая их. Виноградные лозы свешиваются со скалы, ветер играет в их листьях, где-то наверху бьет ключ, и прозрачные капли стекают в водоём у подножия скалы, а в неподвижной глади водоёма, как в зеркале, качается среди кувшинок отражение льва.
Кругом зеленые деревья и трава. Это уютный, отдохновенный лесной уголок, отрешённый от шума, суеты и смятения, — и всё это так, как должно быть, — ведь львы и в самом деле умирают в подобных местах, а не на гранитных пьедесталах, воздвигнутых в городских парках, за чугунными решетками фасонного литья. Люцернский лев везде производил бы большое впечатление, но здесь он особенно на месте… "
Марк Твен. «Пешком по Европе», 1880
Еще одна легенда связана с этим монументом. По данным музейных архивов у заказчика памятника Пфайфера были непростые отношения со скульптором Бертелем Торвальдсеном, который делал первоначальные эскизы композиции.
Дело порой доходило до ссор и шумных скандалов. Не получив полную оплату оплату свой работы из-за собственной медлительности, архитектор внес некоторые изменения в эскизы, по которым потом вырезали в скале монумент.
Лишь после того, как скульптура была завершена, стало понятно, что Торвальдсен "подложил свинью". Из уважения к павшим воинам он не стал менять саму скульптуру, но изменил форму алькова, сделав его похожим на очертания свиньи.
Найти на карте "Умирающего льва" и другие интересные места.