У нас почему-то распространена точка зрения, что до Толкина фэнтези не было. Существовали какие-то мифы, легенды, профессор собрал всё это вместе и выдал Властелин Колец. Основал, так сказать, новый жанр. Но это не так, было довольно-таки много авторов, которые работали в жанре до Толкина. О них мы сегодня и поговорим.
Истоков жанра, хочу подчеркнуть, мы здесь не касаемся – тех самых мифов, легенд и художественной литературы на их основе. Только непосредственно фэнтези.
Первый тип фэнтези, про которое мы будем сегодня говорить – сказочное. То есть где есть этакий налет волшебства, наивности, сказки. Хороший пример – «Хроники Нарнии» Льюиса.
Итак, поехали.
Джордж Макдональд, «Фантастес. Волшебная повесть для мужчин и женщин». Книга была написана еще в середине 19 века и рассказывает нам про молодого человека, попаданца, который попадает из нашего мира в волшебный и там путешествует и ищет идеал женской красоты.
И тут мы, так или иначе, уже можем говорить о зарождении жанра. Хотя есть и другая точка зрения – мы к ней скоро подойдем.
Дальше. Уильям Моррис «Лес за гранью мира». 1894 год. Опять же, история рассказывает нам о придуманном фэнтезийном мире, плюс здесь уже идет смесь с традициями классического рыцарского романа
Потом авторы, про которых все, как минимум, слышали, если уж и не читали - Фрэнк Баум «Великий чародей страны Оз» (история, пересказанная у нас Волковым в его книге «Волшебник Изумрудного города»), повести про Питера Пэна Джеймса Барри 1902 и 1911 годов выпуска. О чем они рассказывают, полагаю, писать не нужно.
Но, как уже отмечал выше, всё это сказочное фэнтези. В наши дни подобные истории читают дети, такое фэнтези крайне далеко от современных тенденций жанра. Поэтому мы переходим к следующему этапу.
И обратимся к такому автору, как Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18-й барон Дансени, либо же просто Лорд Дансени, как он сам подписывался в своих книгах - человеку, первому начавшему писать серьезное эпическое фэнтези, что-то такое, что близко к тому, что популярно сейчас.
Собственно его творчество и есть второй вариант ответа на вопрос «Кто был первым?» Или Макдональд, т.к. написал свой «Фантастес» значительно раньше, или Дансени – так как его книги уже действительно похожи на то, что мы привыкли считать взрослым фэнтези сейчас. И лично я бы выбрал Дансени честно говоря.
Первый сборник рассказов Дансени, «Боги Пеганы», увидел свет аж в 1905 году. Именно у Дансени мы уже видим полностью проработанный мир, со своей мифологией, богами и так далее. Многие популярные авторы фэнтези, включая даже Нила Геймана, называли творчество Лорда Дансени как один из источников своего вдохновения. Хотя, всё-таки, в наши дни смотрятся его книги все же не лучшим образом, увы.
Дальше. Эрик Эддисон и его «Змей Уроборос», 1922 год. Мало кто вспомнит сейчас это имя, но книга, тем не менее – полноценное эпическое фэнтези. Война королевств, магия, полноценная карта мира – всё как полагается. Толкин, кстати, тоже эту работу читал.
Ну и теперь действительно известный автор, кого любят и помнят даже в наши дни. Роберт Говард. Кто не читал или хотя бы не смотрел что-то о Конане-варваре? Хотя творчество Говарда не ограничено только серий про киммерийца.
В 1920ых годах он написал серию рассказов про Соломона Кейна. Кейн действовал в 16 веке, путешествовал по Европе и Африке и боролся со злом. Да, действие происходит на Земле – но все же здесь было много магии, было Зло – и это полноценное фэнтези.
Потом нельзя пройти мимо таких авторов как Лайон Спрэг де Камп и Фриц Лейбер. Первый писал как фэнтези, так и фантастику. Поскольку мы говорим о фэнтези, то первое произведение де Кампа в жанре, героическо - юмористическая «Ревущая труба», написанное в соавторстве с Флэтчером Прэттом, увидело свет в 1940ом году.
Что до Фрица Лейбера, то первый рассказ его серии «Фафхрд и Серый Мышелов» был опубликован ещё в 1939ом. Это приключенческое, героическое, низкое фэнтези.
Были и еще авторы, но подробное перечисление не является целью данной статьи. Я хотел лишь показать, что фэнтези до Толкина, Властелин колец которого вышел аж в 1954 году, было и активно развивалось в разных направлениях – не отрицая, само собой, огромного вклада профессора в жанр.