Найти тему

Эксперимент подчинения Стенли Милгрема

Вы когда-нибудь задумывались о том, какую роль в вашей жизни играют авторитеты? Как вы их выбираете? Почему доверяете?

В 1963 году Стенли Милгрем, профессор Йельского университета, шокировал мир результатами своего эксперимента, показавшего как легко люди повинуясь приказу, могут совершать ужасающие вещи.

Фотография взята с сайта Yandex.ru
Фотография взята с сайта Yandex.ru

За несколько месяцев до начала исследования в Иерусалиме проходил суд по делу Адольфа Эйхмана, руководителя отдела массового уничтожения евреев в нацистской Германии. Интересной в этом процессе был линия защиты – Эйхман утверждал, что просто делал свою работу, выполнял приказ и требования законов. Также по словам очевидцев он вел и выглядел себя абсолютно нормально и не производил даже малейшего впечатления психопата или маньяка. Самый обычный человек.

Именно в попытках объяснить причины жестокости, творимой «обычными людьми» и в том числе, причины зверств в период Второй мировой войны Милгрем создал и провел свой эксперимент.

Участников набирали для участия в исследовании боли на память. Каждый участник получал денежное вознаграждение в независимости от результата. Приглашались желающие в возрасте от 20 до 50 лет, обоих полов, любых профессий, кроме студентов университетов.

Фотография взята с сайта Yandex.ru
Фотография взята с сайта Yandex.ru

В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый («учитель») и актер, игравший роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать пару слов из длинного списка, а «учитель» — проверять его память и наказывать за каждую ошибку все более сильным электрическим разрядом. При этом перед началом эксперимента все, приглашенные участники получали небольшой удар током. Затем «ученика» привязывали к стулу и подключали электроды на глазах «учителя» и только после этого «учитель» отводился в другую комнату с электрическим генератором. Помимо отметок на шкале с указанием вольт там также имелись дополнительные подписи, характеризующие силу удара от «слабого» до «опасного» и «труднопереносимого», чтобы «учитель» имел примерное представление о степени болезненности. Далее «учитель» начинал зачитывать «ученику» пары слов и за неправильный ответ постепенно повышать силу ударов током.

При этом в комнате с «учителем» находился один из экспериментаторов, который при малейших колебаниях уверял, что берет всю ответственность за происходящее на себя и поэтому «учитель» должен продолжать свой эксперимент. При этом никаких угроз, иного психологического или физического давления не оказывалось. И если «учитель» все же отказывался продолжать, то эксперимент просто прекращался.

Фотография взята с сайта Yandex.ru
Фотография взята с сайта Yandex.ru

Также надо отметить, что первой версии эксперимента помещение, в котором находился «ученик», было изолировано, и «учитель» не мог его слышать. Только когда сила «удара» достигала 300 вольт подставной «ученик» начинал биться о стену и кричать, что мог слышать «учитель». Если же «учитель» не прекращал, то «ученик» затихал и переставал отвечать на вопросы.

Всего было проведено несколько версий эксперимента с небольшими отличиями между собой. Иногда «ученик» и «учитель» находились в одной комнате. Иногда «учитель» должен был сам прижимать руку «ученика» к электроду. Иногда «ученик» заранее предупреждал о своих проблемах с сердцем. В первых двух случаях процент «подчиняющихся» всегда был меньше.

В представленной миру версии эксперимента, из 40 испытуемых 26 (около 65%) дошли до конца, то есть «ударили» максимальным разрядом в 450 вольт. Один человек остановился на отметке в 375 вольт, один — на 360 и еще один — на 345. Еще двое прервали эксперимент, когда добрались до 330 вольт. Четыре человека отказались участвовать, когда дошли до 315 вольт, и пятеро — после отметки в 300 вольт.

Фотография взята с сайта Yandex.ru
Фотография взята с сайта Yandex.ru

Данный эксперимент был повторен различными группами исследователей в разное время множество раз, но результат всегда остается примерно одним и тем же.

Чем же объясняется готовность обычных людей причинять боль? По мнению Милгрэма, ключевую роль в подобном поведении играет укоренившаяся в сознании человека мысль о необходимости подчинения властям и авторитетам. При этом в роли «авторитета» может выступить, по сути, любой человек. Главное, что большинство людей даже не пытались оказывать какое-либо серьезное сопротивление, поскольку в момент исследования экспериментатор выполнял функцию «начальника».

Более того в архивах Йельского университета хранятся записи впечатлений участников эксперимента и в них большинство людей не испытывало никаких угрызений совести после окончания эксперимента. Наоборот, они сообщали, что рады были помочь науке.

Этот эксперимент еще раз наглядно показал, что враг сидит в нас самих.

А как вы поступаете, когда кто-то «авторитетно» давит на вас, вынуждая исполнять какие-либо действия? И почему соглашаетесь?