Найти в Дзене
код города #495

Чем меня удивил транспорт в Стамбуле?

Стамбул - очень интересный город, гулять по нему одно удовольствие. А если устали, то можно и проехаться.

Система общественного транспорта (как и всё в этом городе) – это переплетение прошлого и настоящего. Современное метро, старые фуникулёры, трамваи – всё увязано воедино.

Фрагмент карты движения городского транспорта. М  - ветка метро, F - фуникулёр, T - трамвай.
Фрагмент карты движения городского транспорта. М - ветка метро, F - фуникулёр, T - трамвай.
Метро

Мы на метромосту, где находится одна из самых красивых станций стамбульского метро.

Вместо стен тоннеля –вид на Стамбул. Это остановка Галич (Haliç).
Вместо стен тоннеля –вид на Стамбул. Это остановка Галич (Haliç).

Над станцией есть смотровая площадка.

Там можно сделать отличные фотографии, и никого народу.
Там можно сделать отличные фотографии, и никого народу.

Вот такие виды открываются с неё!

Вид на город со смотровой метромоста.
Вид на город со смотровой метромоста.

Метро в Стамбуле молодое, открылось только в 2000 году. Строили его очень долго, потому что сейсмически активная зона. Да и что ни метр под землёй – всё археологические памятники и ценные находки.

А вот в чём турки преуспели, так это в сохранении старого.

Фуникулёр старый...

Тюнель (Tunel)- это старейший из действующих подземных фуникулёров. Был открыт в 1875 году!

Пока в России боролись с крепостным правом, под землёй Константинополя поехали первые вагончики.
Пока в России боролись с крепостным правом, под землёй Константинополя поехали первые вагончики.

В вестибюле покупаем карты на вход. На стенах ретроспектива из старых фотографий и история Тюнеля.

Раньше в вагонах были отделения для проезда женщин и мужчин.
Раньше в вагонах были отделения для проезда женщин и мужчин.

На станции интерактивная модель устройства Тюнеля. Машинки едут, фары горят, вагончики движутся навстречу друг другу, а в середине разъезжаются. Очень симпатично и наглядно.

На этой модели видно, что происходит под землёй. Два вагончика движутся навстречу друг другу по одному пути. В середине они разъезжаются. И всё это прямо у Галатской башни - одного из символов Стамбула.
На этой модели видно, что происходит под землёй. Два вагончика движутся навстречу друг другу по одному пути. В середине они разъезжаются. И всё это прямо у Галатской башни - одного из символов Стамбула.
... и новый

А это современный фуникулёр, тоже подземный. Строила его австрийско-швейцарская компания.

Состав из двух вагонов подходит на станцию. Всё застеклено, поэтому бликует.
Состав из двух вагонов подходит на станцию. Всё застеклено, поэтому бликует.

Сначала пассажиров выпускают в противоположные двери, а потом открывается наша половина. Но я успела заснять интересного пассажира:

Дедок с деревянным коромыслом, а в двух корзинах – выпечка горой!
Дедок с деревянным коромыслом, а в двух корзинах – выпечка горой!
В вагонах очень чисто и стены не обклеены рекламой по самый потолок. Не то, что в московском метро...
В вагонах очень чисто и стены не обклеены рекламой по самый потолок. Не то, что в московском метро...
Трамвай
Исторический...

Турки красиво именуют его «Nostaljik Tramvay».

Деревянные вагончики курсируют по двум маршрутам Т1 и Т2.
Деревянные вагончики курсируют по двум маршрутам Т1 и Т2.

Такой трамвайчик не сильно разгрузит трафик 16-миллионного города, зато он симпатичный и так нравится туристам!

Трамвай звонкой трелью пробивает себе путь в толпе прохожих.
Трамвай звонкой трелью пробивает себе путь в толпе прохожих.

На конечной сразу очередь из туристов - но не на посадку, а сделать фото.

Водитель терпеливо ждал, видимо привык.
Водитель терпеливо ждал, видимо привык.

Интересно, а в России где-нибудь ездят старые советские трамваи? Или только в музеях на них можно посмотреть?..

... и современный.

У новых трамваев большие вагоны.

В одном составе по 4-5 вагонов – целый поезд! И вечером эти трамваи забиты до отказа.
В одном составе по 4-5 вагонов – целый поезд! И вечером эти трамваи забиты до отказа.

Сердце замирало, как эти монстры неслись по узкой улице в исторической части и без конца сигналили. Пешеходы тут блаженные.

Паромы и кораблики

В Стамбуле сложная система паромов – больших и маленьких, разные перевозчики. Штук 7 причалов действует точно. На пароме я не переправлялась.

Паромы возят пассажиров через Босфор с 1837 года. Этот (слева) скоростной, а есть старинные Вапуры (Vapuru).
Паромы возят пассажиров через Босфор с 1837 года. Этот (слева) скоростной, а есть старинные Вапуры (Vapuru).

А мы, как истинные туристы, завершаем день на прогулочном кораблике.

Прогулочные кораблики проезжают под Галатским мостом.
Прогулочные кораблики проезжают под Галатским мостом.
Стамбул прекрасен с любого ракурса! Больше видов с воды есть в отдельной публикации, ссылка в конце.
Стамбул прекрасен с любого ракурса! Больше видов с воды есть в отдельной публикации, ссылка в конце.

Транспортная система тут продумана для пассажиров и работает слаженно. И на историческом, и на новом транспорте можно проехать по транспортной карте (Istanbul cart).

Никто не спешит менять старое на новое, чтобы освоить бюджеты. Чувствуется забота о людях.

Ещё в Стамбуле есть подводный тоннель и канатная дорога. Но их я опробую в следующей поездке.

Мои пешие прогулки по Стамбулу: начало, часть 1, часть 2, часть 3.
Морская прогулка по Босфорскому проливу - здесь.