Есть фильмы, где логика отсутствует как вид. Например, любой фильм Роланда Эммериха. Никто не задается вопросом: зачем люди при минусовой температуре в здании библиотеки жгут книги, чтобы согреться? Почему не мебель? Потому что для фильма так нужно. И, главное, это работает. Выключаешь логику, и фильм «Послезавтра» становится хорошим, зрелищным, красочным. В принципе, то же самое можно сказать про половину голливудских блокбастеров. А что, если фильм не блокбастер?
Америка. Наши дни. Большая семья (отец, мать и трое детей) босиком бродят по опустевшему городу. Нельзя произносить ни звука, так как где-то вокруг обитают монстры, которые реагируют исключительно на звук и сразу же убивают. Данной конкретной семье, видимо, повезло, так как их дочь глухая, а поэтому все владеют языком жестов (неплохое сценарное решение). Младший сын видит в супермаркете модельку спейс шаттла, хочет ее забрать, но отец запрещает (лишние звуки!), вынув батарейки и зачем-то положив их на видное место. Даже в трейлере показано, что детей в фильме станет на одного меньше: всему виной батарейки. Семья это переживет и будет жить где-то в глуши на ферме, тем более, что жена беременна (идеальная проблема для задуманной концепции).
«Тихое место» - хороший, крепкий, добротный триллер с красивыми и страшными монстрами. И все это прекрасно, если относится к этому, как к обычному голливудскому блокбастеру. Но проблема в том, что Джон Красински (режиссер и исполнитель роли отца семейства) не постановщик блокбастеров. Ему интереснее: поведение людей в кризисной ситуации, отношения внутри семьи, жертвы ради любимых и прочее (странно, что сюжет придумал не Стивен Кинг). И вот здесь возникают резонные вопросы: Вся семья идет колонной в тишине. Почему мужчина позволил своему самому маленькому ребенку идти последним (чтоб его сожрали монстры)? Говорят, даже у волков вожак идет в конце стаи (может, это и миф, но уже повод задуматься). Почему семья ходит босиком? Есть мнение, можно найти кеды – шума они не прибавят. Почему вообще в мире, где каждый лишний шорох привлечет внимание чудовищ, люди живут где-то на ферме? Почему они не идут к побережью? Там есть волны, а, значит, и постоянный шум, который, по идее, поможет «скрыться» от монстров. Само собой, ответов на эти вопросы нет, иначе не было бы фильма.
В самом начале «Тихого места» девочка разговаривает с братиком, тот на языке жестов показывает ей ракету и говорит, что так «они покинут эту планету». Мальчик не ошибся, он, действительно, «покинул» эту планету, причем именно из-за ракеты (и ее батареек). И этот режиссерский ход работает куда лучше, чем все спецэффекты любого блокбастера. Но, очевидно, что Красински сам не смог определиться, что он снимает: вдумчивый и концептуальный хоррор (как, например, фильм «Мгла») или кино о спецэффектах. Скоро в прокат выйдет вторая часть фильма, и, судя по трейлеру, все ошибки учли - если хочешь снять красивое кино, не нужно при этом делать умный вид.