Анна Андерсон вошла в историю как самая популярная самозванка, долгие годы выдававшая себя за Великую княжну Анастасию Романову, дочь Николая Второго.
Как ни странно, но в России её имя гораздо менее известно, чем на Западе. У нас в стране про Анну Андерсон сняли пару документальных фильмов. Кое-какие солидные издания выпустили разоблачительные статьи. Но все материалы про Анну Андерсон появились относительно недавно — уже в двухтысячных.
А вот в Европе и Америке на протяжении последних ста лет споры об Анне Андерсон не утихали. Вся просвещённая общественность поделилась на два лагеря: одни считали, что Анна Андерсон — настоящая Анастасия Романова, а другие были уверены, что Анна просто самозванка.
Судя по всему, лагерь защитников этой женщины был гораздо больше, иначе ей не удалось бы сделать такую великолепную карьеру.
Как же так вышло, что лже-Анастасия так популярна на Западе и почти неизвестна у нас?
Дело в том, что вплоть до распада СССР, дело о расстреле семьи Романовых не было предано огласке. Официальное расследование началось только в 1991 году.
В то время как на Западе весь 20-й век бушевали страсти по Романовым и зарождались всевозможные альтернативные теории их судьбы. Не говоря уже о том, что вслед за этими теориями стали объявляться десятки аферистов, выдававших себя за детей Николая Второго.
Анна обнаружилась ровно 100 лет назад, в конце февраля 1920 года в Берлине. Состояние её было плачевным. Девушка хотела покончить с собой, но неудачно. Её обнаружил полицейский и отправил в психиатрическую больницу. Пациентку зарегистрировали под именем «Мисс Неизвестная» (Fraulein Unbekannt).
Но с этого момента дела Мисс Неизвестной пошли в гору.
Сначала медсестры больницы заметили у девушки странный акцент, который они назвали «русским». Затем одна из пациенток заявила, что узнала в незнакомке русскую княжну Татьяну. Тогда и сама Мисс Неизвестная призналась, что она княжна. Только не Татьяна, а Анастасия. И стала называть себя Анной, сокращенно от Анастасии.
К Анне в больницу стали приезжать именитые родственники Романовых, в надежде опознать царскую дочку.
Несмотря на то, что никто из родни так и не узнал в девушке Анастасию, категоричных выводов об обмане так и не последовало. Все-таки девушка выглядела больной и измождённой. А психическое состояние её было неустойчиво. К тому же, многие из родственников видели Анастасию несколько лет назад.
На расследование дела Анны-Анастасии выделялись всё новые средства. Анна переезжала из одних роскошных апартаментов в другие. Сначала она жила в замке в Баварии по приглашению Герцога
Лейхтенбергского, дальнего родственника Николая Второго. Затем переехала в США по приглашению княжны Ксении Георгиевны, которая также была родственницей императора.
Позже Анна оказалась под опекой русского композитора Рахманинова, который жил в эмиграции в США. Сергей Рахманинов полностью оплачивал проживание Анны в роскошном "Гарден Сити Отеле".
Долгие годы Анна Андерсон переезжала с места на место, находясь под покровительством аристократии. Несмотря на то, что Андерсон имела сложный характер и совсем не говорила по-русски, ее многочисленные поклонники и опекуны продолжали верить, что помогают дочери последнего русского царя.
Неадекватное поведение и провалы в памяти они списывали на проблемы с психикой. К тому же Анна действительно периодически лечилась в психиатрических лечебницах.
Судьбе Анны Андерсон посвящено несколько художественных фильмов, было написано несколько книг и пьес и даже поставлен балет. Во всех этих произведениях рассказывается о судьбе русской княжны Анны-Анастасии, спасенной дочери Николая Второго. В 1956 году актриса Ингрид Бергман даже получила премию «Оскар» за роль Анны в одноименном голливудском фильме.
Другая актриса, Эми Ирвинг номинировалась на премию «Золотой глобус» уже в 1986 году за роль в фильме «Анастасия: загадка Анны». А в 1997 году появился мультфильм «Анастасия», в очередной раз рассказывающий эту историю».
В конце концов образ спасенной княжны Анастасии укрепился в массовом сознании, а реальность окончательно смешалась с художественным вымыслом.
Судебное разбирательство дела Анны Андерсон длилось долгих 50 лет и оказалось патовым. Следствию не удалось ни доказать, ни опровергнуть принадлежность Анны к семье Романовых.
Точка в деле была поставлена в 1991 году, когда были найдены останки царской семьи и проведены тесты ДНК. Останки сравнили с биологическим материалом Анны Андерсон, который сохранился в одной из больниц. Тест родства не подтвердил.
По наиболее вероятной версии настоящее имя Анны — Франциска Шанцковская.
Она была полькой по происхождению и работала на мануфактуре в Берлине. Фабрика производила взрывчатые вещества, из-за чего Франциска получила телесные повреждения, в том числе и травму головы.
Читайте также:
От Шерлока Холмса до Егора Крида или кто снимал Толстовский дом
Фильм "Старик Хоттабыч" и дважды украденный сюжет
Легендарный ГУМ. Каким он был раньше и какой он сейчас