Найти тему
ЭКСКУРС TV

Электричка: казнить нельзя помиловать

Где поставить запятую? Почему пригородные перевозки для агломераций и внутреннего туризма - вопрос жизни и смерти и почему РЖД, отменяя пригородные маршруты в агломерацию и между агломерациями, уничтожает города и туристическую сферу?

Электропоезд по маршруту "Бирюли - Васильево". Казань, 2013 год. Фото автора
Электропоезд по маршруту "Бирюли - Васильево". Казань, 2013 год. Фото автора

Сейчас будет больно. У кого-то может быть даже забомбит. Итак, поговорим о пригородном железнодорожном сообщении, которое усилиями госмонополии "Российские железные дороги" находится сегодня в антизачаточном состоянии, чем вызывает бурный рост пробок на въездных магистралях почти что в любой город нашей необъятной. Фактически - будем говорить о преступлении против народа, совершённом государственной монополией против населения Российской Федерации.

Электропоезд "Иволга" на Московских центральных диаметрах. Фото Википедия
Электропоезд "Иволга" на Московских центральных диаметрах. Фото Википедия

После ввода первых линий Московских центральных диаметров (читай - двух новых веток метро, работающего в том числе на средние пригороды), нормальное пригородное сообщение сегодня имеется только в Москве. Во многих городах, сквозь которые проходят железные дороги и в которых имеется по несколько станций, а то и по нескольку десятков станций, которые к тому же сопряжены с ключевыми городскими точками притяжения и транспортными узлами, есть в лучшем случае пригородное сообщение на средние и дальние дистанции, но никаких аналогов МЦД нет и в помине, и не предвидится.

Электропоезд в аэропорт Казань у перрона Центрального вокзала. Автор фото: Дамир Абдуллин aka Karadamir
Электропоезд в аэропорт Казань у перрона Центрального вокзала. Автор фото: Дамир Абдуллин aka Karadamir

Сами эти системы, как правило, достались нам ещё с советских времён, что-то новое здесь почти не строится, а то что есть - фактически не эксплуатируется. И чтобы не быть голословным - приведу в пример железнодорожную систему родного мне города - Казани. Через Казань в направлении с востока на запад, прорезая несколько густонаселённых районов и городских "калининградских областей" проходят две магистральные ветки, плюс ответвление на аэропорт. На каждой ветке имеется пересадка на метро и на трамвай, на одной ветке имеется пересадка на электропоезда в аэропорт (с прилегающими к нему жилмассивами). Почитай - две готовые линии внеуличного скоростного транспорта, которые нужно только увязать в единую систему. Но всё это функционирует в режиме "лишь бы было". Транспорт ради транспорта. Чтобы не перегружать эту статью, подробный анализ казанской системы вынесу вот сюда, а здесь продолжим дальше.

Электропоезд ЭР9Е у перрона Центрального вокзала Казани. Автор фото: Д. Щукин
Электропоезд ЭР9Е у перрона Центрального вокзала Казани. Автор фото: Д. Щукин

С начала 90-х годов а России планомерно уничтожается как ближний, так и дальний пригород. Причём иначе, как вредительством, этот процесс назвать сложно. В некоторых случаях РЖД (мы же понимаем, что наличие десятка-другого дочек не отменяет контроля процесса монополией?) сознательно пересаживает пассажиров на автобусы и автомобили. Ради экономии своих денег - с одной стороны, и ради упрощения выбивания денег из региональных бюджетов с другой. Провоцируя тем самым не только пустые электрички и последующие их отмены, но и обвальный рост пробок на вылетных магистралях и потерю драгоценного времени вчерашними пассажирами электричек - сегодняшними водителями и пассажирами пригородных автобусов.

Состав аж на 8 вагонов - сегодня такая составность осталась только в воспоминаниях старожилов. Автор фото:  SHOMAS4416 , источник: галерея Trainpix
Состав аж на 8 вагонов - сегодня такая составность осталась только в воспоминаниях старожилов. Автор фото: SHOMAS4416 , источник: галерея Trainpix

Так, например, летом 1986 года в Казань прибывало и из Казани отправлялось только в западном направлении 42 пригородных поезда в сутки. Причём движение было круглосуточным, и до ближнего пригорода (в радиусе 40 км) можно было добраться в любое время дня и ночи. Средний интервал, как нетрудно посчитать, составлял 34 минуты, хотя в пиковое время доходил до 5-7 минут. А население города в том же 1986-м году составляло чуть больше миллиона человек. Сегодня населения в городе - 1,251 млн.чел, (рост - 25%), а пригородных поездов - 16 штук прибытий и отправлений (терминологией железнодорожников - 16 пар). Падение перевозок в 2,7 раза. Случайность?

Расписание движения пригородных поездов в западном от Казани направлении на лето 1986 года
Расписание движения пригородных поездов в западном от Казани направлении на лето 1986 года

Нет. Отмена пригородных перевозок означает возникновение проблем с мобильностью пригородных зон. Становится сложнее добраться до дач и огородов, сложнее добраться домой, если вы проживаете в "рельсовом" пригороде. Однако сам по себе запрос на мобильность никуда не делся - количество людей не только не уменьшилось, но и продолжает расти, а поездов становится всё меньше, пользоваться ими становится всё неудобнее. Разумеется, на вакантные места на рынке перевозок приходят автобусы - как самое простое решение - и личный автомобиль. Вылетные магистрали большинства городов оказываются неготовыми к такому резкому росту автомобилизации и затыкаются в пробках. Руководство города идёт по самому очевидному пути - и самому неправильному. Оно начинает расширять магистрали, провоцируя тем самым ещё больший рост автомобилизации - а как же, можно покупать машину, дороги-то расширяют. В результате мера по уменьшению пробок только провоцирует их, автомобилей на дорогах всё больше, пассажиров в электричках всё меньше, их снова отменяют, и колесо крутится по новому циклу.

Новостройка "Салават Купере" (в перводе с татарского - "Радуга"), на окраине Казани. Непонятная планировка, дворы парковки, муравейники, развязки, почти полное отсутствие озеленения, и посадка района на вылетную магистраль без строительства рельсового транспорта - полный набор градостроительных ошибок, которые только можно было допустить.
Новостройка "Салават Купере" (в перводе с татарского - "Радуга"), на окраине Казани. Непонятная планировка, дворы парковки, муравейники, развязки, почти полное отсутствие озеленения, и посадка района на вылетную магистраль без строительства рельсового транспорта - полный набор градостроительных ошибок, которые только можно было допустить.

Вторая ошибка городских властей в этот период - и не менее важная - это утверждение проектов строительства крупных микрорайонов по вылетным магистралям. Сам по себе метод проектирования этих микрорайонов устарел ещё в начале 90-х, но мы продолжаем клепать эти высотки в полях по совковым нормам до сих пор, хотя надо справедливо отметить, что и к нам наконец-то пробирается нормальная застройка а-ля Европа. Но проблема не в проектах, хотя и в них тоже, а в расположении - они как бусы на ожерелье оказались нанизаны именно на дороги. Которые и без того уже были загружены пересевшими на автомобили и автобусы жителями старых пригородных зон, у которых отняли электрички, и жителями старых пригородных зон у которых электричек не было и которые исстари пользовались трактами.

Типовая застройка типового советского района - на фото "хрущёвки" пригородного района Дербышки в Казани. От этих хрущёвок до платформы электрички - менее 400 метров. Весь район расположен полукругом вокруг основной транспортной точки советского периода - платформы 804 км.
Типовая застройка типового советского района - на фото "хрущёвки" пригородного района Дербышки в Казани. От этих хрущёвок до платформы электрички - менее 400 метров. Весь район расположен полукругом вокруг основной транспортной точки советского периода - платформы 804 км.

В советские времена в той же Казани массовое жилое строительство в пригородной зоне тяготело к железным дорогам (за редким исключением). Так возводился микрорайон Юдино - жилая зона работников железной дороги. Так появился микрорайон Дербышки - жилой район для жителей блокадного Ленинграда, строителей несостоявшегося Вагонзавода, позднее ставшего оптико-механическим, и ряда других заводов. Так появился микрорайон Левченко - жилой комплекс для работников Полимерфото и ряда других химпроизводств. В печально известных своими группировками конца 80-х - начала 90-х Жилплощадке и Теплоконтроле железной дороги не было, но там был трамвай. Росли новые дома и на других участках. Понятное дело, в черте города массовое жилищное строительство шло активнее (вспомните район Горок и Новое Савиново в Казани), но я сейчас говорю именно о строительстве многоквартирных районов за городом. Да и частные домовладения старались ютиться поближе к "чугунке" - с момента её появления наличие железной дороги в городе говорило о надёжной связи его с другими районами. Сейчас тенденция прямо противоположная. Причины изложены выше. Кроме того, на "железке" сидят ближайшие города и посёлки спутники Казани - Высокая Гора (райцентр), Арск (райцентр), Васильево (крупный пгт), Зеленодольск (райцентр), Нижние Вязовые, Волжск (райцентр другой республики, входящий тем не менее,в Казанскую агломерацию).

Так сейчас выглядит единственный пригородный поезд до Йошкар Олы, который обслуживает с пятницы по понедельник огромную туристическую зону к северо-западу от Казани и к юго-востоку от Йошкар-Олы. Один раз в день четыре дня в неделю на два областных центра, два заповедника, два десятка озёр, несколько домов отдыха и санаториев и полторы дюжины посёлков и деревень.
Так сейчас выглядит единственный пригородный поезд до Йошкар Олы, который обслуживает с пятницы по понедельник огромную туристическую зону к северо-западу от Казани и к юго-востоку от Йошкар-Олы. Один раз в день четыре дня в неделю на два областных центра, два заповедника, два десятка озёр, несколько домов отдыха и санаториев и полторы дюжины посёлков и деревень.

Отмена дальнего пригорода приводит к тому, что пассажир вынужден мигрировать с более безопасного железнодорожного на более опасный автомобильный транспорт. Так произошло на участке Казань - Йошкар Ола. Из 4-х пар ежедневных поездов в сутки осталась одна только по выходным и праздничным дням. Многие деревни на участке остались без надёжной ежедневной связи с областными центрами, как и два областных центра тоже. Та же ситуация и с Ульяновском - до него рукой подать, но пригородного сообщения нет. Аналогично с Нижним Новгородом, Чебоксарами, Саранском, Ижевском. РЖД на этих направлениях, пытаясь пересадить пассажиров с дешёвого пригорода на более дорогой поезд дальнего следования, в итоге пересадило пассажира на автобус, автомобиль и сервисы поиска попутчиков типа "блаблакар".

Деревня Кырлай - родина известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Нормального сообщения с Казанью нет. Фото "Казанский Репортёр"
Деревня Кырлай - родина известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Нормального сообщения с Казанью нет. Фото "Казанский Репортёр"
Пейзажи Заказанья. Вид от родника в районе Иске Казан на долину реки Казанки.  Фото автора
Пейзажи Заказанья. Вид от родника в районе Иске Казан на долину реки Казанки. Фото автора
Туристы в Заказанье. Добраться с велосипедом можно на электричках, которых сюда доезжает 5-6 штук в день. Вместе с дачниками и жителями дальнего пригорода. Либо целиком весь маршрут на велосипеде, но это почти 50 км. в одну сторону. Фото автора.
Туристы в Заказанье. Добраться с велосипедом можно на электричках, которых сюда доезжает 5-6 штук в день. Вместе с дачниками и жителями дальнего пригорода. Либо целиком весь маршрут на велосипеде, но это почти 50 км. в одну сторону. Фото автора.
Старинная церквушка в посёлке Васильево. Где-то тут непподалёку - дом музей Константина Васильева и стекольный завод. Фото Людмила Рамазанова
Старинная церквушка в посёлке Васильево. Где-то тут непподалёку - дом музей Константина Васильева и стекольный завод. Фото Людмила Рамазанова
Уникальный исторический район "Полукамушки" в окружении советских кварталов Зеленодольска. Фото автора
Уникальный исторический район "Полукамушки" в окружении советских кварталов Зеленодольска. Фото автора
Подвесные мосты в окрестностях платформы Атлашкино. Фото автора
Подвесные мосты в окрестностях платформы Атлашкино. Фото автора
Озеро Линевое в Марийской тайге. Доступно только пешком от базы на Кленовой Горы или станции Илеть, куда пригородные поезда нынче не почти ходят.
Озеро Линевое в Марийской тайге. Доступно только пешком от базы на Кленовой Горы или станции Илеть, куда пригородные поезда нынче не почти ходят.

Кроме того, тот самый внутренний туризм и туры выходного дня, за который так топит на бумаге наше правительство - страдает именно по той же причине - отмене ближнего и дальнего пригорода. Вокруг Казани разбросано достаточно пригородных туристических зон разной направленности - от активного туризма (пешеходного и велосипедного треккинга, сплавов, лесных пикников) до архитектурно-исторических путешествий. На восток от Казани при наличии нормального транспортного сообщения можно было без проблем съездить на родину татарского поэта Габдуллы Тукая, побывать в замечательном историческом местечке Иске Казан с реконструированной крепостью, чистейшими родниками и живописнейшими верховьями Казанки. на запад от Казани - посёлок Васильево с домом музеем художника Константина Васильева, великолепными песчаными волжскими пляжами, сосновым бором, протокой Карасиха, пикниковыми зонами, старинной церквушкой и зданием школы, промышленным туризмом на стекольный завод. Далее - посёлок Атлашкино (ныне Красный Яр), с усадьбой помещика Атлашкина, двумя подвесными мостами, живописными берегами реки Сумка, колонией серой цапли. За ним - город Зеленодольск с уникальным историческим кварталом Полукамушки построенным французскими инженерами в XIX веке, промышленным туризмом на заводы, Романовским мостом, часовней и переправой в Нижние Вязовые. Из самих Нижних Вязовых - 15 минут на автобусе до острова Свияжск. Туда же Йошкар-Ола - с новым центром, рекой Кокшага и кучей точек активного отдыха на маршруте от Казани, среди которых - два заповедника, один из которых - федеральный "Марий Чодра", масса озёр - рай для пешего, велосипедного и водного туризма. Вся эта прелесть сейчас недоступна без автомобиля - на маршрутке снаряжение возить очень неудобно. За Йошкар-Олой, в Кировской области - дивный, почти нетронутый временем и Советским Собзом городок Яранск, сохранивший весь шарм купеческого городка XIX века. Но туда - тоже только на автомобиле, поездов нет уже года 3-4. Развиваем внутренний туризм, говорите?

В ожидании последней электрички. Дождёмся ли? Фото автора.
В ожидании последней электрички. Дождёмся ли? Фото автора.

То есть верхняя часть, видимые причины пробок на въезде и выезде в город - это бесконтрольное строительство вдоль дорог разного рода микрорайонов, коттеджных посёлков, торговых центров и так далее. Но как минимум от половины этих автомобилей можно было бы избавиться, не поломай в своё время РЖД пригородное сообщение. Никак не можем разогнать внутренний туризм? Жалуемся на то, что в окрестностях города пустуют музеи и точки туристического притяжения? А что мы хотим, если по факту монополия совершила самое настоящее преступление против государства и народа?

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |

Проект "Комфортный город"
Забор головного мозга | Безопасные дороги: финский опыт | Что Собянину смерть, то немцу троллейбус! | Сел в трамвай - сходил в музей | Умом Дзержинск нам не понять! | Ещё полоса, и всё поедет! | Тверь: убрали трамвай и стало лучше? | Штопор для автомобильных пробок | (авто)хамло | Буда и Пешт: Трам и Вай | Казанские центральные диаметры