Где поставить запятую? Почему пригородные перевозки для агломераций и внутреннего туризма - вопрос жизни и смерти и почему РЖД, отменяя пригородные маршруты в агломерацию и между агломерациями, уничтожает города и туристическую сферу?
Сейчас будет больно. У кого-то может быть даже забомбит. Итак, поговорим о пригородном железнодорожном сообщении, которое усилиями госмонополии "Российские железные дороги" находится сегодня в антизачаточном состоянии, чем вызывает бурный рост пробок на въездных магистралях почти что в любой город нашей необъятной. Фактически - будем говорить о преступлении против народа, совершённом государственной монополией против населения Российской Федерации.
После ввода первых линий Московских центральных диаметров (читай - двух новых веток метро, работающего в том числе на средние пригороды), нормальное пригородное сообщение сегодня имеется только в Москве. Во многих городах, сквозь которые проходят железные дороги и в которых имеется по несколько станций, а то и по нескольку десятков станций, которые к тому же сопряжены с ключевыми городскими точками притяжения и транспортными узлами, есть в лучшем случае пригородное сообщение на средние и дальние дистанции, но никаких аналогов МЦД нет и в помине, и не предвидится.
Сами эти системы, как правило, достались нам ещё с советских времён, что-то новое здесь почти не строится, а то что есть - фактически не эксплуатируется. И чтобы не быть голословным - приведу в пример железнодорожную систему родного мне города - Казани. Через Казань в направлении с востока на запад, прорезая несколько густонаселённых районов и городских "калининградских областей" проходят две магистральные ветки, плюс ответвление на аэропорт. На каждой ветке имеется пересадка на метро и на трамвай, на одной ветке имеется пересадка на электропоезда в аэропорт (с прилегающими к нему жилмассивами). Почитай - две готовые линии внеуличного скоростного транспорта, которые нужно только увязать в единую систему. Но всё это функционирует в режиме "лишь бы было". Транспорт ради транспорта. Чтобы не перегружать эту статью, подробный анализ казанской системы вынесу вот сюда, а здесь продолжим дальше.
С начала 90-х годов а России планомерно уничтожается как ближний, так и дальний пригород. Причём иначе, как вредительством, этот процесс назвать сложно. В некоторых случаях РЖД (мы же понимаем, что наличие десятка-другого дочек не отменяет контроля процесса монополией?) сознательно пересаживает пассажиров на автобусы и автомобили. Ради экономии своих денег - с одной стороны, и ради упрощения выбивания денег из региональных бюджетов с другой. Провоцируя тем самым не только пустые электрички и последующие их отмены, но и обвальный рост пробок на вылетных магистралях и потерю драгоценного времени вчерашними пассажирами электричек - сегодняшними водителями и пассажирами пригородных автобусов.
Так, например, летом 1986 года в Казань прибывало и из Казани отправлялось только в западном направлении 42 пригородных поезда в сутки. Причём движение было круглосуточным, и до ближнего пригорода (в радиусе 40 км) можно было добраться в любое время дня и ночи. Средний интервал, как нетрудно посчитать, составлял 34 минуты, хотя в пиковое время доходил до 5-7 минут. А население города в том же 1986-м году составляло чуть больше миллиона человек. Сегодня населения в городе - 1,251 млн.чел, (рост - 25%), а пригородных поездов - 16 штук прибытий и отправлений (терминологией железнодорожников - 16 пар). Падение перевозок в 2,7 раза. Случайность?
Нет. Отмена пригородных перевозок означает возникновение проблем с мобильностью пригородных зон. Становится сложнее добраться до дач и огородов, сложнее добраться домой, если вы проживаете в "рельсовом" пригороде. Однако сам по себе запрос на мобильность никуда не делся - количество людей не только не уменьшилось, но и продолжает расти, а поездов становится всё меньше, пользоваться ими становится всё неудобнее. Разумеется, на вакантные места на рынке перевозок приходят автобусы - как самое простое решение - и личный автомобиль. Вылетные магистрали большинства городов оказываются неготовыми к такому резкому росту автомобилизации и затыкаются в пробках. Руководство города идёт по самому очевидному пути - и самому неправильному. Оно начинает расширять магистрали, провоцируя тем самым ещё больший рост автомобилизации - а как же, можно покупать машину, дороги-то расширяют. В результате мера по уменьшению пробок только провоцирует их, автомобилей на дорогах всё больше, пассажиров в электричках всё меньше, их снова отменяют, и колесо крутится по новому циклу.
Вторая ошибка городских властей в этот период - и не менее важная - это утверждение проектов строительства крупных микрорайонов по вылетным магистралям. Сам по себе метод проектирования этих микрорайонов устарел ещё в начале 90-х, но мы продолжаем клепать эти высотки в полях по совковым нормам до сих пор, хотя надо справедливо отметить, что и к нам наконец-то пробирается нормальная застройка а-ля Европа. Но проблема не в проектах, хотя и в них тоже, а в расположении - они как бусы на ожерелье оказались нанизаны именно на дороги. Которые и без того уже были загружены пересевшими на автомобили и автобусы жителями старых пригородных зон, у которых отняли электрички, и жителями старых пригородных зон у которых электричек не было и которые исстари пользовались трактами.
В советские времена в той же Казани массовое жилое строительство в пригородной зоне тяготело к железным дорогам (за редким исключением). Так возводился микрорайон Юдино - жилая зона работников железной дороги. Так появился микрорайон Дербышки - жилой район для жителей блокадного Ленинграда, строителей несостоявшегося Вагонзавода, позднее ставшего оптико-механическим, и ряда других заводов. Так появился микрорайон Левченко - жилой комплекс для работников Полимерфото и ряда других химпроизводств. В печально известных своими группировками конца 80-х - начала 90-х Жилплощадке и Теплоконтроле железной дороги не было, но там был трамвай. Росли новые дома и на других участках. Понятное дело, в черте города массовое жилищное строительство шло активнее (вспомните район Горок и Новое Савиново в Казани), но я сейчас говорю именно о строительстве многоквартирных районов за городом. Да и частные домовладения старались ютиться поближе к "чугунке" - с момента её появления наличие железной дороги в городе говорило о надёжной связи его с другими районами. Сейчас тенденция прямо противоположная. Причины изложены выше. Кроме того, на "железке" сидят ближайшие города и посёлки спутники Казани - Высокая Гора (райцентр), Арск (райцентр), Васильево (крупный пгт), Зеленодольск (райцентр), Нижние Вязовые, Волжск (райцентр другой республики, входящий тем не менее,в Казанскую агломерацию).
Отмена дальнего пригорода приводит к тому, что пассажир вынужден мигрировать с более безопасного железнодорожного на более опасный автомобильный транспорт. Так произошло на участке Казань - Йошкар Ола. Из 4-х пар ежедневных поездов в сутки осталась одна только по выходным и праздничным дням. Многие деревни на участке остались без надёжной ежедневной связи с областными центрами, как и два областных центра тоже. Та же ситуация и с Ульяновском - до него рукой подать, но пригородного сообщения нет. Аналогично с Нижним Новгородом, Чебоксарами, Саранском, Ижевском. РЖД на этих направлениях, пытаясь пересадить пассажиров с дешёвого пригорода на более дорогой поезд дальнего следования, в итоге пересадило пассажира на автобус, автомобиль и сервисы поиска попутчиков типа "блаблакар".
Кроме того, тот самый внутренний туризм и туры выходного дня, за который так топит на бумаге наше правительство - страдает именно по той же причине - отмене ближнего и дальнего пригорода. Вокруг Казани разбросано достаточно пригородных туристических зон разной направленности - от активного туризма (пешеходного и велосипедного треккинга, сплавов, лесных пикников) до архитектурно-исторических путешествий. На восток от Казани при наличии нормального транспортного сообщения можно было без проблем съездить на родину татарского поэта Габдуллы Тукая, побывать в замечательном историческом местечке Иске Казан с реконструированной крепостью, чистейшими родниками и живописнейшими верховьями Казанки. на запад от Казани - посёлок Васильево с домом музеем художника Константина Васильева, великолепными песчаными волжскими пляжами, сосновым бором, протокой Карасиха, пикниковыми зонами, старинной церквушкой и зданием школы, промышленным туризмом на стекольный завод. Далее - посёлок Атлашкино (ныне Красный Яр), с усадьбой помещика Атлашкина, двумя подвесными мостами, живописными берегами реки Сумка, колонией серой цапли. За ним - город Зеленодольск с уникальным историческим кварталом Полукамушки построенным французскими инженерами в XIX веке, промышленным туризмом на заводы, Романовским мостом, часовней и переправой в Нижние Вязовые. Из самих Нижних Вязовых - 15 минут на автобусе до острова Свияжск. Туда же Йошкар-Ола - с новым центром, рекой Кокшага и кучей точек активного отдыха на маршруте от Казани, среди которых - два заповедника, один из которых - федеральный "Марий Чодра", масса озёр - рай для пешего, велосипедного и водного туризма. Вся эта прелесть сейчас недоступна без автомобиля - на маршрутке снаряжение возить очень неудобно. За Йошкар-Олой, в Кировской области - дивный, почти нетронутый временем и Советским Собзом городок Яранск, сохранивший весь шарм купеческого городка XIX века. Но туда - тоже только на автомобиле, поездов нет уже года 3-4. Развиваем внутренний туризм, говорите?
То есть верхняя часть, видимые причины пробок на въезде и выезде в город - это бесконтрольное строительство вдоль дорог разного рода микрорайонов, коттеджных посёлков, торговых центров и так далее. Но как минимум от половины этих автомобилей можно было бы избавиться, не поломай в своё время РЖД пригородное сообщение. Никак не можем разогнать внутренний туризм? Жалуемся на то, что в окрестностях города пустуют музеи и точки туристического притяжения? А что мы хотим, если по факту монополия совершила самое настоящее преступление против государства и народа?
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "Комфортный город"
Забор головного мозга | Безопасные дороги: финский опыт | Что Собянину смерть, то немцу троллейбус! | Сел в трамвай - сходил в музей | Умом Дзержинск нам не понять! | Ещё полоса, и всё поедет! | Тверь: убрали трамвай и стало лучше? | Штопор для автомобильных пробок | (авто)хамло | Буда и Пешт: Трам и Вай | Казанские центральные диаметры