В последнее время в сети очень много фотографий пустых городов 19 века. Это породило многочисленные версии о том, что города опустели в результате какой-то глобальной катастрофы. Я не берусь судить, возможно всё было именно так, но давайте вспомним историю фотографии.
Первая фотография была сделана в 1825 году французом Жозефом Ньепсом. В нашем представлении это чудо науки того времени трудно назвать фотографией. В качестве носителя изобретатель использовал металлические отполированные платины. Они были тяжёлыми, требовалось много времени и средств для их изготовления, полировки. К тому время экспозиции для съёмки занимало целых восемь часов.
В 1839 году сер Джон Гершель нашёл способ изготовить стеклянный негатив вместо металлического. Он же придумал термин «фотография» от греческих слов «свет» и «писать». Первые камеры так же требовали долгой неподвижности фотографируемых объектов. При незначительном движении, фотография получалась размытой или совсем не было видно снимаемого объекта.
Первой в мире фотографией с изображением человека считается «Бульвар дю Тампль», сделанной Луи Дагером в 1838 году. В левом нижнем углу виден человек, которому чистят обувь. Он был неподвижным 10 минут что бы попасть на фотопластинку. Именно столько времени требовалось на экспозицию, это делало невозможным снять остальных людей на оживлённой улице, поэтому улица получилась пустынной.
Первые фотографии Москвы появились 5 июля 1839 года в газете «Московские ведомости». Там же было напечатано сообщение владельца одного из московских магазинов Карла Беккерса: «ДАГЕРРОТИП. Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей неумеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…». Было продано несколько таких «магических ящиков» и уже в 1841 году фотографии массово печатались в газетах. Известно, что экспозиция занимала пол часа, поэтому людей на снимках просто дорисовывали.
Сейчас в это трудно поверить, но глядя на фотографии пустынного Санкт-Петербурга середины 19 века, можно разглядеть постовых, запряжённые повозки у обочины дороги, всё то, что какое-то время стоит неподвижно. Но так же не мало фотографий где имеются изображения людей, даже целыми толпами.
Тут возникает некое противоречие. С одной стороны выдержка настолько большая, что люди на фотографиях не проявлялись, с другой люди всё-таки есть.
Что бы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим книгу «Популярное руководство к фотографии на Коллодионе. 1863 год».
В нём написано:
Так же в этой книге приведены изображения простого и двойного объектива и полное описание их.
В отдельной главе приведены основы оптики.
А так-же прибор для ретуширования фотографий.
Думаю, не для кого не секрет, что в работу фотографа входила подрисовка или сглаживание некоторых деталей фотографий. Вот и вся тайна. Это всего лишь частное мнение и я никому ничего не навязываю и ни к чему не призываю.