Найти в Дзене

Как мир иллюзий отбирает у человека жизнь

Вы замечали – все современные фильмы делятся строго на две категории. Первая – у главного героя очень мало времени, а он должен спасти мир, свою семью, невинную жертву, и непременно под аккомпанемент тикающего секундомера. Это фильмы экшн, коммерческие, кассовые проекты. Напротив, фильмы артхаусные, просто художественные, без претензий на миллионные сборы, предоставляют герою сколько угодно времени. Лишь бы он снискал новые откровения. Фильмы же с секундомером отправляют нас к уловкам современных маркетологов – обещать скидку на товар в очень ограниченное время. «Позвоните сейчас и закажите, иначе 50% дисконт исчезнет...» На самом деле ведь нет никакой скидки и нет никакого спасения жертвы. Все это просто двери в мир иллюзий. И мы с готовностью открываем их, при этом закрываясь от своей собственной реальной жизни. Когда алкоголик выпил первую рюмку, потом вторую, третью, ему уже хорошо (можете подставить сюда кусок торта, сигарету, эпизод в компьютерной игре…). И казалось бы, на эт

Вы замечали – все современные фильмы делятся строго на две категории. Первая – у главного героя очень мало времени, а он должен спасти мир, свою семью, невинную жертву, и непременно под аккомпанемент тикающего секундомера. Это фильмы экшн, коммерческие, кассовые проекты. Напротив, фильмы артхаусные, просто художественные, без претензий на миллионные сборы, предоставляют герою сколько угодно времени. Лишь бы он снискал новые откровения. Фильмы же с секундомером отправляют нас к уловкам современных маркетологов – обещать скидку на товар в очень ограниченное время. «Позвоните сейчас и закажите, иначе 50% дисконт исчезнет...» На самом деле ведь нет никакой скидки и нет никакого спасения жертвы. Все это просто двери в мир иллюзий. И мы с готовностью открываем их, при этом закрываясь от своей собственной реальной жизни.

Когда алкоголик выпил первую рюмку, потом вторую, третью, ему уже хорошо (можете подставить сюда кусок торта, сигарету, эпизод в компьютерной игре…). И казалось бы, на этом можно остановиться, побыть немного в маленькой иллюзии блаженства. Но нет, человек опрокидывает еще пять-семь рюмок подряд, пока не свалится (съедает весь торт, геймит сутками). Что происходит при этом в глубине мозга? Ну, разумеется, там обрушены системы самоконтроля. Но зачем столько лишнего, скажем, сахара или алкоголя, когда и так хорошо? Один мой знакомый, увы, умер, пытаясь найти ответ: пришел после банкета домой, пригласил соседа, сел с ним на кухне - выпить еще. Потом уронил голову на стол и все, просто умер, печень не справилась. Зачем!? Так много пить!? Или поедать сладостей…

Думаю, маркетологи каким-то образом срисовали свою схему - впаривания нам того, что нам не нужно - из бессознательного людей. И она связана с необходимостью подкрепления иллюзии – вот, если не выпьешь еще одну рюмку, (не купишь наш товар со скидкой, не съешь чизбургер по акции) вся картина миража в скучной пустыне твоей жизни немедленно исчезнет.

Поэтому маркетологи кинематографа экшн фильмов цепко держат зрителя в состоянии возбуждения-опьянения, сцена за сценой, подливая горячительного. Ведь если зритель «протрезвеет» на середине фильма, где по недосмотру вмешается пауза без стрельбы и мордобоя, он с возмущением воскликнет – что за лапшу вы мне вешаете?! Какой-то идиот спасает мир?! А потом перестанет покупать, скажем, Баленсиагу за немыслимые деньги или объедаться ядовитыми пустышками-тортами.

В мозге каждого человека конкурируют две нейронные цепочки – одна отвечает за эмоции, другая за интеллект. Понятно, что они взаимно тормозят друг друга, когда активированы. Поэтому экшен фильмы апеллирую сугубо к эмоциям, герои там говорят фразами, напоминающими удар в челюсть. Чтобы думать было не о чем. Рюмка алкоголя, пирожное, шопоголизм действуют на мозг точно также, создавая иллюзию восприятия жизни.

Каждый вечер, оглядываясь на прожитый день, спросите себя: какую его часть я прожил в реальном мире, а какую в иллюзиях, отключив критичное восприятие потока стимулов – «купи, съешь, выпей, поиграй»? и постарайтесь завтра сделать немного больше выбора в пользу реальности, оставив всем видам иллюзий их заслуженное очень маленькое место. Потому что сон разума рождает чудовищ. И это точно!