Найти тему

Что такое товарный знак и как его зарегистрировать?

Оглавление

Товарный знак — это зарегистрированное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров и услуг коммерческих и некоммерческих организаций. Только зарегистрированный в Федеральной службе по интеллектуальной собственности знак может маркироваться ™ и ®.

Все товары и услуги делятся на 45 классов согласно Международной классификации товаров и услуг (далее: МКТУ).

Торговый знак обязан быть уникальным в своём классе и смежных, например, название фармацевтики может носить то же название, что и образовательный центр. А компании по продаже или пошиву одежды — не могут, хоть и находятся в разных классах.

Индивидуальный товарный знак может быть зарегистрирован в следующих видах: словесный, изобразительный, комбинированный, объёмный, звуковой, цвет или голограмма в качестве товарного знака.

Словесный товарный знак
Словесный товарный знак
Изобразительный товарный знак
Изобразительный товарный знак
Комбинированный товарный знак
Комбинированный товарный знак
Объемный товарный знак
Объемный товарный знак
Звуковой товарный знак
Звуковой товарный знак
Цветовой товарный знак
Цветовой товарный знак
Голографический товарный знак
Голографический товарный знак
Товарный знак может обладать особым статусом, например, быть коллективным или общеизвестным.

Коллективный знак создан для использования его объединённым кругом лиц.

Этот круг лиц — Ассоциация предприятий, которая указывается в Уставе коллективного товарного знака. Например, торговый знак сигарет «Прима» могут использовать более 9 компаний, потому что они являются коллективными правообладателями.

Общеизвестный товарный знак довольно сложно зарегистрировать, необходимо доказать Роспатенту, что этот знак и правда широко известен.

В случае присуждения статуса «общеизвестный», товарный знак вносится в Реестр общеизвестных товарных знаков, и не может быть зарегистрирован больше ни в каких классах товаров и услуг.

Регистрация товарного знака состоит из нескольких этапов:

  • Проверка обозначения

Предварительно изучаются схожие или одинаковые обозначения уже зарегистрированных торговых знаков в том же или смежном классе товаров и услуг. В случае критических совпадений, рассматривается возможность доработки товарного знака. Например, вы хотите зарегистрировать название магазина цветов «Цветы для любимой». В ходе проверки вы выясняете, что существует похожее название «Цветы для любимых». В этом случае с высокой вероятностью Роспатент откажет вам в регистрации.

  • Подготовка и подача заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент

На территории Российской Федерации в патентное ведомство, Федеральную службу по интеллектуальной собственности Роспатент, необходимо подготовить и подать заявку на регистрацию товарного знака и согласие на обработку персональных данных. Подать их можно несколькими способами: лично в приёмную Роспатента, через личный кабинет на сайте ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), если у вас есть электронная подпись, или через сайт государственных услуг.

  • Оплата государственных пошлин

Государственные пошлины на регистрацию товарных знаков утверждены согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 года № 941. Размер пошлин уточняйте в таблице видов юридически значимых действий и размеров пошлин во втором пункте.

  • Ведение делопроизводства по заявке, экспертиза

В процессе регистрации товарного знака патентное ведомство проводит две экспертизы: формальную и по существу. Формальная проверяет комплект заполненных документов и качество изображений в заявке, занимает этот процесс 2-4 недели. Экспертиза по существу изучает все возможные противопоставления, которые могут препятствовать регистрации товарного знака, может занять 12-18 месяцев. Существует процедура ускоренной экспертизы по существу по специальной цене через патентные бюро(?).

  • Получение свидетельства на товарный знак.
Свидетельство на товарный знак.
Свидетельство на товарный знак.

В свидетельстве о регистрации указаны сам товарный знак, его номер, правообладатель, приоритет и срок действия. У зарегистрированного обозначения существует ряд исключительных прав согласно Статье 1484 ГК РФ. Эти права могут быть осуществлены для индивидуализации товаров или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. После оформления всех документов, смело можно помечать логотип и название компании ™ или ®. С этого момента никто не вправе использовать товарный знак без разрешения его правообладателя.

Самостоятельная регистрация товарного знака может занять не мало времени (до 18 месяцев).

Ускорить и упростить процесс регистрации могут патентные бюро, которые возьмут на себя работу по заполнению документов, предварительной экспертизе и взаимодействию с патентным ведомством в процессе регистрации.

Подробнее о регистрации товарного знака: https://intellectprava.ru/registracia-tovarnogo-znaka