Найти тему
TARTESS

Восстание Пугачева как межнациональный и религиозный конфликт.

Существует расхожая фраза: "Зная историю, можно предвидеть будущее". И с этим не поспоришь. Однако задача гораздо шире! Необходимо не просто предвидеть, а активно создавать достойное будущее. И для того, чтобы делать это эффективно, без чёткого понимания прошлого конечно не обойтись.

Одна из главных вещей, мешающих это сделать - это вульгарный марксизм, который настолько перепахал сознание среднего россиянина, что от его химер оказалось очень трудно избавиться. Попробуем разобрать его несостоятельность на примере Восстания Пугачева.

Во времена СССР господствовала точка зрения, что это был "классовой конфликт" - крестьянская война с помещиками. Однако ни яицкие казаки, составлявшие ядро восстания, ни примкнувшие к ним башкиры с татарами - не были крепостными крестьянами. Это были свободные люди, которые составляли коренное население Оренбургской губернии, Поволжья и Урала.

Кто руководил подавлением восстания? Губернатор оренбургской губернии Рейнсдорп, комендант Оренбурга Валленштерн, казанский губернатор Брандт. Первой военной экспедицией против восставших командовали генералы Кар и Муфель. Последующими правительственными подкреплениями командовали генералы Деколонг и Корф, а решающее поражение восставшим, уже под Казанью, нанёс Михельсон. Конечно, были среди командиров правительственных войск и другие фамилии - Голицын, Бибиков, Панин, но доминирование немцев - очевидно!

Теперь посмотрим на состав противоборствующих с точки зрения их религиозной принадлежности. Немецкие генералы были лютеранами, а остальное командование императорской армии принадлежало официальному Православию. С другой стороны, восставшие казаки были поголовно староверами, а башкиры, татары и казахи - мусульманами.

Так чем же тогда было восстание Пугачева? Оно больше походит на национально-освободительную антиколониальную войну, окрашенную в религиозные тона.

В чем корни этого конфликта? В деятельности Петра I. Строительство Петербургской империи было невозможно без немцев. Петр прекрасно понимал, что большая часть старой русской элиты находиться в глухой оппозиции к его реформам, поэтому делал ставку на немцев и других выходцев из Северной Европы. После смерти императора Бурхард Миних стоял во главе армии, Остерман - руководил внешней политикой, Менгден - возглавлял горно-металлургическую промышленность, Шемберг - министерство финансов, а Шумахер академию наук. Оставляя немцев на высших государственных постах, Петр заручался гарантией, что православные не сожгут флот, не распустят армию и не бросят Петербург. Дополнением к этому служили постоянные браки представителей императорской фамилии с немецкими принцами и принцессами, апогеем чего стало восхождение на престол Екатерины II.

Результатом всего этого было появление в России фактически нового господствующего класса, состоявшего из прибалтийский и иных немцев. Этот правящий класс вёл планомерное наступление на права и интересы коренного населения России, начиная от бесправных крепостных и кончая казаками, пользовавшимися остатками самоуправления.

Ситуация, сложившаяся в России к середине XVIII века вполне напоминала то, что происходило в Северной Америке, где протестантские колонисты вели неуклонное наступление на индейцев. Только в роли воинственных команчей были тюрки-мусульмане, а в роли негров на плантации - крепостные русские крестьяне, бывшие живым инвентарём на металлургических предприятиях Урала.

Именно конфликт между лютеранским немецким дворянством и коренными народами России был основным смыслом восстания Пугачева.

Теперь рассмотрим другое измерение конфликта - религиозное. Его корни - в неудачной церковной реформе XVII века и церковных реформах Петра. Во-первых, значительная часть простого народа не приняла церковную реформу Никона и держалось староверия. Во-вторых, усилиями Петра I, официальная Православная церковь превратилась в государственный инструмент.

После смерти патриарха Адриана, Петр запретил избирать нового. Управлять церковью стал Святейший Синод, председателем которого был светский чиновник в ранге обер-прокурора. Церковные иерархи должны были всецело подчиняться приказам правительства. Священники на местах были обязаны помогать правительству в сыске всех, кто был враждебно настроен к власти. Если на исповеди вскрывалось, что исповедующийся совершил какое-то преступление против власти, то священник должен был под страхом казни донести о таком человеке. Таким образом, священник приобрёл черты полицейского чиновника, донос которого грозит судом и жестоким наказанием.

В общем в течение всего XVIII века церковь неуклонно превращалась в послушное орудие власти. Неудивительно, что официальное Православие не пользовалось симпатией широких слоёв населения, которое сохраняло староверие. И уж конечно, Православная церковь, мягко говоря, не пользовалась симпатией татар и башкир. Таким образом, кроме национального конфликта, Восстание Пугачева также имело черты религиозной войны, в организации которой значительную роль сыграли священники староверов.

В общем война под предводительством Пугачева хорошо показывает несостоятельность вульгарного марксизма, с его теорией общественно-политических формаций. Применительно к истории России эта теория вообще ничего не объясняет, а только запутывает и мешает увидеть главное. Именно конкуренция между народами, их конфликты и союзы создавали историческую динамику России... но никак не пролетариат или феодалы.

Сегодня, когда мы можем смотреть на наше прошлое без идеологической цензуры, можно констатировать факт, что политическим мотором России всегда было этническое меньшинство. Варяги, немцы, наконец евреи. Хорошей иллюстрацией этой константы российской истории служат события 1917 года.

Как учили советские учебники - это была Социалистическая революция, которую совершил пролетариат во главе с коммунистической партией большевиков. Однако, нелепость подобной трактовки достаточно очевидна. В ЦК партии большевиков не было ни одного рабочего. Это ЦК состояло из людей, которые указывали в качестве своей профессии - юрист и журналист. Большинство из них были евреями, причем происходили они как правило из очень обеспеченных или даже богатых семей. Это означает, что коммунистическая идеология была не более чем обёрткой, назначение которой - замаскировать скандальное содержание. Революция 1917 года это прежде всего национальная революция. Это удачная попытка угнетаемого национального меньшинства разрушить православную иерархию царской России.

И все последующие внутриполитические изменения в СССР были отражением той самой национальной конкуренции. Эпоха началась с Троцкого - Свердлова - Зиновьева, продолжилась фарцовщиками и диссидентами, а закончилась Чубайсом - Березовским - Ходорковским.

Все этапы развития российской цивилизации, это циклическая смена симбиозов. Это константа Российской истории по той простой причине, что у русских нет собственных, национальных культурных форм, которые можно было бы превратить в эффективные социальные и государственные технологии.