Фильм «Попрыгунья» 1955 год, режиссер и автор сценария – Самсон Самсонов. В главных ролях: С. Бондарчук – Дымов, Л. Целиковская – Ольга Ивановна, В. Дружников – Рябовский.
Фильм снят по одноименному рассказу А.П.Чехова.
Казалось бы, почему вместе два таких разных человека? Ольга Ивановна, на мой взгляд, не любила мужа, она даже немного стеснялась своего выбора пред друзьями. В рассказе это видно более отчетливо. Но и фильм показывает отношение Ольги Ивановны к супругу, как к человеку, который интересен лишь добрым характером и способностью материально обеспечить ее жизнь.
Ольга Ивановна была хозяйкой небольшого салона, где собирались представители богемы исключительно мужского пола. Очаровательная женщина увлекалась всеми видами искусства. В меру прилично пела и аккомпанировала, также пыталась рисовать и даже писать, но дальше этюдов дело не пошло.
Ее главным талантом было умение находить общий язык со знаменитыми людьми.
Что такое Дымов? Умница, интеллигентный человек, талантливый врач. Сергей Бондарчук настолько хорошо передал все черты характера своего героя, что и добавить что-то сложно.
Читала отзывы о том, что Дымов был рохлей, подкаблучником и что-то в этом роде. Не соглашусь – Дымов был неконфликтным человеком. Мало того – ему нравилось то, чем занималась его жена. Он с удовольствием слушал ее пение, конфузился, говоря, что занят естественными науками и плохо знает искусство.
А главное – он любил Ольгу Ивановну. Можно долго спорить о том, достойна ли она этой любви, или нет. Лично я считаю, что недостойна, но что от этого меняется? Разве это единственный брак, в котором совершенно очевидно, что один из супругов недостоин другого, а тот его любит и ни на кого не променяет.
Разобраться в любви со стороны очень сложно и не всегда нужно – она внутри, между двумя людьми. Только они знают ответы на вопросы «за что» и «почему».
Я не считаю, что Дымов терпел, он жил той жизнью, которую выбрал. Даже когда его, усталого, жена отправляет назад в город за каким-то дурацким платьем, он пьет свой чай и едет.
И это не слабость, а любовь. Другое дело, что она была односторонней. Жена не любила, а, значит, и не жалела его, не щадила и его чувство. «Что такое Дымов? Какое мне дело до него?» - повторяет она вслед за Рябовским, для которого стала мимолетным увлечением. Дружников, кстати, замечательно хорош в этой роли.
Закончилась ли любовь мужа после измены Ольги Ивановны? Думаю, что не совсем. Разумеется, прежнего чувства уже не было – мы видим другого Дымова. Он старается больше времени проводить с доктором Коростылевым. Ему стыдно за то, что жена не скрывает своих переживаний.
И все-таки, Дымов даже утешает ее, говорит, что надо как-то пережить это. Не тюфяк и не тряпка, а все еще любящий человек.
Но отчаяние все-таки поселилось у него в душе. То, что было главным в жизни наравне с работой, вытесняется. Особенно это видно после реакции Ольги Ивановны на получение мужем ученой степени. Она засыпает, пока он рассказывает ей о главной работе в своей жизни.
Дымов видит и понимает, что его никогда не услышат. Слишком разные интересы у него с супругой. Понимает и то, что Ольга Ивановна не любит его. Дымов угасает потому, что и его любовь уходит, как часть смысла его жизни.
Наверное, от отчаяния и безразличия к своей уже пустой без любви жизни он и совершает, в общем-то, дикий поступок. Спасает мальчика, сам заражается дифтеритом и умирает.
Несомненно, Дымов выше своей супруги, она лишь после смерти слышит от доктора Коростылева о том, что он был необыкновенным человеком. Совсем рядом жил один из тех, за кем она охотилась и чьего знакомства добивалась. Парадокс, но не любовь.