Сидящий Бык
Рассказ о нем уместно, наверное, начать словами В.Г. Мьюреля, который говорил что Сидящий Бык - это Вашингтон народа сиу.
Сидящий бык объединил дакотские племена; поднял эти объединенные племена на решающий бой с врагом и сумел победить. Он был великим политиком, патриотом и "пророком" индейцев.
Сидящий Бык родился в 1834 году в лагере самого воинственного племени тетонских сиу - хункпап. Когда ему было десять лет, он прославился как охотник на молодых бизонов. В четырнадцать - впервые участвовал в военном походе своего племени, сражался более чем в двадцати битвах. Достигнув совершеннолетия, он овладел многочисленными "священными" тайнами и стал шаманом племени хункпапов. Он научился готовить лекарственные снадобья, вызывать Вакан Танку. Воин и знахарь, он проявил себя и как способный дипломат во время переговоров с делегациями белых.
Однако время дипломатических переговоров кончились. Пришло время сражений. Сидящий Бык, на языке дакотов Татанка Йотанка, начал к ним готовиться. Как вождь хункпапов и великий знахарь, он имел право собрать всех сиу на Танец солнца - большой религиозный праздник, который регулярно отмечали все прерийные индейские племена. На этот раз Сидящий Бык хотел во время празднества подготовиться к обороне индейских земель.
14 июня 1876 года Сидящий Бык предсказал приближение бесчисленного количества американских всадников:
"Я видел, братья, сотни спящих белых всадников. Солдатам указывали путь предатели - индейские следопыты. Белых было много. Бесчиленное количество. Но я видел, братья, что они все, все до одного погибли в бою с нами".
Через одиннадцать дней в долине Литл-Биг-Хорн действительно появились сотни всадников Седьмой кавалерии, которых вели продажные индейские следопыты. Во главе отряда выступал на великолепном коне Золотой волос - так называли индейцы ненавистного Кастера.
Генерал Кастер
Каков же был путь Седьмой кавалерии? Золотой Волос двигался со своими кавалеристами вдоль Миссури , затем он повел солдат к Малой Миссури. Сюда Седьмая Кавалерия пришла 29 апреля. За это время следопыты, сопровождавшие Кастера, не обнаружили следов ни одной индейской группы.
У Малой Миссури Кастера нагнал курьер присланный генералом Гиббоном, командующим северной армией. Гиббон от своего имени и от имени генерала Терри приглашал Кастера на совещание, которое должно было состояться на слиянии двух рек - Роузбад и Йеллоустоун.
На совещании под председательством Терри, Кастер получил разрешение отправиться к Литл-Биг-Хорну, где его заместитель, майор Рено, в ходе разведки обнаружил многочисленные следы большой группы сиу.
Этот военный совет, на котором Терри и Гиббон видели Кастера живым последний раз, по многим причинам был знаменательным. Он состоялся на пароходе "Дальний Запад", довольно большом судне, которое сопровождало Седьмую кавалерию из города Бисмарк по реке Миссури, потом по реке Йеллоустоун. На этом пароходе генерал Терри организовал свою штаб-квартиру, и здесь, в офицерском салоне, состоялся памятный последний совет, на котором Терри предложил план окончательного покорения сиу. Согласно этому плану Седьмая кавалерия Кастера - стальной кулак армии - движется на юг вдоль реки Роузбад, поворачивает на запад, переходит Волчьи горы и спускается в долину Литл-Биг-Хорн.
Основные операции должны были начаться через несколько дней. Однако Кастер, как обычно, хотел быть первым, чтобы никто не вырвал у него победу над дакотами. На пароходе "Дальний Запад" случился скандал. Один из офицеров второй армии, майор Брисбин, предложил усилить Седьмую Кавалерию четырьмя эскадронами из армии Гиббона. Кастера обидела недооценка его кавалерии и с возмущением заявил что Седьмая кавалерия справится сама. Разгневанный, он тот час демонстративно
покинул судно. Когда он садился в лодку, главнокомандующий второй армии генерал Гиббон снова его предостерег: "Не спешите, Кастер, дождитесь нас!"
Кастер не стал дожидаться. Уже ночью он отдал приказ начать подготовку к походу. А на следующий день Седьмая кавалерия двинулась в путь и через три дня была вблизи реки Биг-Хорн.
Кастер принял решение с ходу атаковать селение сиу. Он разбил Седьмую кавалерию на три неравных группы. Основную группу, самую многочисленную, должен был вести в бой сам генерал. Вторую возглавил заместитель Кастера майор Рено. И наконец третью, самую малочисленную, - капитан Фредерик Бентин.
25 июня, не встретив сопротивления, все три эскадрона Рено перешли реку и двинулись против течения к исходным позициям планируемой атаки. Кастер, Рено и даже индейцы следопыты, сопровождавшие Седьмую кавалерию, не сомневались что сиу начнут отступление.
Но, к удивлению Рено, внезапно от сотен копыт загудела земля и наперерез кавалеристам Рено кинулась индейская конница, возглавляемая вождем Галлом, заместителем Сидящего Быка. Однако, Рено не потерял хладнокровия. Он отступил к реке.
Хотя ружья были у каждого четвертого индейца, а у остальных только луки да томагавки, американцам в первые десять минут атаки был нанесен значительный урон. А индейцы, отлично маневрирующие на своих маленьких прерийных лошадках, были труднодостижимой целью для солдат Рено. Положение ухудшалось с каждой минутой. Рено послал посыльных к Кастеру, который с основными частями Седьмой кавалерии должен был располагаться поблизости - за скалами на другом берегу реки. Однако ни один посыльный не прошел. И Рено не оставалось ничего другого, как отступить.
Галл и воины Бешеного Коня были уже на берегу реки. Американцы перебирались вброд на другой берег, где должен был располагаться Кастер. Противоположный берег был высоким и скалистым, лошади не смогли на него взобраться. Всадники вынуждены были спешится. Но и во время перехода на лошадях через реку погибло около тридцати солдат. Среди них друг Рено доктор Вульф, адъютант Рено лейтенант Ходжсон, лучший следопыт индеец, которого американцы называли Чарли и многие другие.
Самая крупная победа Сиу
Остатки подразделение Рено, чудом оставшиеся в живых, не имели сил двигаться дальше и расположились на высоком берегу на ночлег. К ним присоединились подразделения Бентина, которых вывели к Рено следопыты черноногих индейцев вождя Половинного Желтолицего.
Но Бентин искал не Рено, а Кастера, от которого он несколько часов назад получил короткую записку, доставленную трубачом Мартином. В записке Кастер просил о помощи.
Кавалеристы Бентина объединились с остатками подразделений Рено. Они поделились с ними патронами, продовольствием и питьем.
Через несколько часов Сидящий Бык вновь послал своих воинов против синих мундиров. Однако на этот раз солдаты, укрепившись на высоком берегу, сумели устоять.
Сиу осаждали "крепость" Рено и Бентина несколько дней, до тех пор, пока к уничтоженному наполовину подразделению не подошло подкрепление. Это был генерал Терри со своим войском. Однако и он искал не Рено, он искал основные части Седьмой кавалерии.
Увидев Рено, Терри закричал: "Ради бога, где Кастер?". Рено не мог дать ответ на этот вопрос.
Седьмая кавалерия в это время уже не существовала. Все до единого солдаты основного отряда Кастера пали в сражении при Литл-Биг-Хорне. Поскольку живых свидетелей не осталось, мы не можем в подробностях обрисовать это сражение. Мы знаем лишь, что победу помогли приблизить четыре шайеннских воина.
Кастер двигался на довольно значительном расстоянии от берега Литл-Биг-Хорна. Именно поэтому так быстро была утеряна связь с Рено. Он хотел подойти к селению Сидящего Быка совершенно незаметно и молниеносным ударом уничтожить сиу. Однако осторожно продвигавшихся солдат обнаружили четыре шайеннских воина - маленький конный дозор во главе с Короткохвостым Конем.
Дозор решил напасть на солдат, задержать и тем самым поднять тревогу в лагере. Кастер приказал спешиться и готовиться к обороне. Итак, сотни американцев защищались, а четыре шайенна время от времени появлялись из своих укрытий и "атаковали".
Выстрелы из американских карабинов подняли тревогу в лагере сиу. Сидящий Бык уже знал, что подразделение Рено, которое сиу уничтожили несколько часов назад, было лишь частью американской армии и что ее основным ядром являются кавалеристы Седьмой кавалерии. Он тот час же направил против кавалерии всю "армию" сиу, около пяти тысяч воинов, куда входили не только хункпапы, племя самого Сидящего Быка, но и оглалы, брюле и другие дакотские племена, а также шайенны, которые особенно пострадали от злодеяний Кастера. Они не простили генералу - "убивающему женщин", как они его называли - его нападения у реки Уошит, уничтожения их лошадей и многих других грехов. К тому же Кастер взял с собой в поход, в успехе которого он не сомневался, всех своих родственников мужчин - братьев, полковника Бостона Кастера и капитана Тома Кастера, шурина Джеймса Колона, племянника Армстронга Рида и других. Тем слаще была месть шайеннов. Они знали всех членов семьи Кастера в лицо. Так, капитана Тома Кастера убил шайеннский воин Дождь на Лице, которого именно этот член клана Кастера в свое время приказал выпороть в одной из американских крепостей.
А затем погиб и любимец Америки герой Гражданской войны генерал Джордж Армстронг Кастер. Человек, который считал своим правом и обязанностью уничтожить мужественных воинов индейской Америки.
Кто убил Кастера мы точно не знаем. Многие сиу позже утверждали, что Кастера убил вождь Белый Бизон. Сначала он будто бы сбросил его с коня, а когда раненый Кастер пытался воспользоваться своим кольтом, Белый Бизон молниеносно выхватил оружие из его рук и сам с близкого расстояния выстрелил в него - сначала в висок, а затем и в сердце. Именно так можно было объяснить следы пули от револьвера, которая с близкого расстояния убила Кастера. Некоторые американцы, принимавшие участие в захоронении останков солдат Седьмой кавалерии, считали что генерал, понявший, что он проиграл и не уйдет живым с поля боя, застрелился.
После смерти Кастера оставшиеся в живых кавалеристы в последней отчаянной атаке попытались прорвать кольцо атакующих и уйти вверх по реке. Но им удалось пройти лишь несколько метров - все они были уничтожены. Предполагается, что последним был убит капитан Кеог. Лишь его труп не был скальпирован. Индейцы, вероятно, думали, что этот последний живой враг так долго сопротивлялся их стрелам благодаря охране святого колдуна. Всех остальных солдат Седьмой кавалерии дакоты скальпировали, раздели донага и оставили на растерзание грифам.
Затем Сидящий Бык увел дакотов на юг, где им никто не мог помешать отпраздновать свою блистательную победу.