Найти тему
Rock AD

История одной песни: Dio — Rainbow In The Dark

Оглавление

Гитарист Вивиан Кэмпбелл написал эту песню еще до прихода в группу Ронни Джеймса Дио. Впоследствии она стала частью альбома, который сам Дио назвал «одной из самых достойных вещей, которые он когда-либо делал».

В поисках золота на вершине «Радуги» (слева направо): Джимми Бэйн, Винни Эппис, Ронни Джеймс Дио, Вивиан Кэмпбелл ||
В поисках золота на вершине «Радуги» (слева направо): Джимми Бэйн, Винни Эппис, Ронни Джеймс Дио, Вивиан Кэмпбелл ||

Как-то, за год до своей смерти в 2010 году, Ронни Джеймс Дио сказал мне: «Стать ​​однажды участником всемирно известной группы — это уже предел мечтаний для большинства музыкантов планеты. Поиграть в двух — похоже на жадность. Но для того, чтобы достичь мирового успеха в третий раз, особенно с собственной группой... Я считаю себя чрезвычайно везучим человеком».

Действительно, мало кто мог предположить, что Дио выживет после изгнания из Rainbow в 1979 году за «отказ петь коммерческий поп-рок-мусор вроде Since You Been Gone». Пусть даже он пел на Rainbow Rising — одном из самых классических альбомов в истории рока.

Когда потом было объявлено, что он заменит Оззи Осборна в Black Sabbath, это выглядело как последний гвоздь в гроб группы. Другого результата никто не мог даже вообразить. Тем не менее, его появление возродило «саббатов» благодаря записи Heaven And Hell — еще одного альбома, который сейчас справедливо считается монументальной рок-классикой.

Однако свой самый удивительный подвиг Дио совершил, когда покинул Тони Айомми с компанией и записал первый сольный альбом Holy Diver. В тот год, когда и Rainbow (с ужасным Bent Out Of Shape), и Black Sabbath (со смехотворным Born To Die) дружно испускали последнее дыхание, Holy Diver с презрением взирал на происходящее в мире рока с недоступной для многих высоты.

Помимо тотемного заглавного трека, еще одним знаковым треком на альбоме и успешным синглом стал Rainbow In The Dark. По словам гитариста группы Вивиана Кэмпбелла, его мощный рифф «раньше был песней группы Sweet Savage под названием Lady Marianne». Кэмпбелл сформировал Sweet Savage в Белфасте будучи подростком, а уже в 20 лет он стоял на сцене вместе с другими участниками зарождающегося состава Dio.

«Вероятно, в глубине души я не рассчитывал, что Sweet Savage просуществует долго, потому что моя роль в деятельности группы была очень велика. В любом случае музыка Rainbow In The Dark целиком взята из песни Sweet Savage, которую я написал, когда мне было шестнадцать лет», — рассказывает гитарист.

Кэмпбелл вспомнил, что версия песни в интерпретации музыкантов Dio родилась во время расслабленного джем-сейшна, когда он вместе с басистом Джимми Бэйном и барабанщиком Винни Апписом веселились в ожидании приезда Ронни в студию. «В комнате всегда возникало дополнительное напряжение, когда Ронни приходил на репетицию. Он во всех отношениях был нашим боссом», — говорит Кэмпбелл.

«Джимми, Винни и я просто гоняли туда-сюда риффы. Когда мы начинали играть, Винни всегда придавал музыкальному рисунку собственную уникальную окраску. Никто на этой планете не играет на барабанах так, как Винни Аппис. Это он изобрел ритм. Всякий раз, когда я что-то писал в голове, а потом играл это, я предполагал: здесь будет рабочий барабан, а сюда придется удар в бочку. И в девяти случаях из десяти Винни делал все наоборот. Именно это он проделал на Rainbow In The Dark.

Но когда мы сыграли рифф для Ронни, он почти сразу запел мелодию поверх него. А затем во время одного из перерывов Джимми подошел к маленькому синтезатору Yamaha, которую стоял у нас в студии, и придумал небольшой мотив на клавишах. И вот у нас уже написана гребаная песня за десять гребаных минут», — рассказывает Кэмпбелл.

Тот «небольшой клавишный мотив», который придумал Бэйн, был на самом деле музыкальной «заплаткой» для песни Criminal Tendencies, которую он изначально написал для своей предыдущей группы Wild Horses.

Конечно, все эти музыкальные находки не произвели бы большого эффекта, если бы не умение Дио сочинять потрясающие мелодии — талант, который он развил в детстве, когда учился играть на трубе, — и львиный рев его голоса. Тексты песен Ронни тоже писал превосходно: «Я призываю волшебство, я чувствую, как оно танцует в лучах света / Наступила стужа, и я потерял контроль над ночными тенями…» // ‘I cry out for magic, I feel it dancing in the light / It was cold, I lost my hold to the shadows of the night…’

«Он сильно отличался от большинства рок-певцов, которых я встречала», — вспоминает его жена и менеджер Венди Дио. — «Он был умным; он прочитывал по книге в день».

Создание Rainbow In The Dark стало еще одним доказательством глубокой осмысленности, которую Ронни Дио вложил в создание собственной группы. До этого Дио уже успел поработать с Бэйном в Rainbow, а Аппис был барабанщиком в Black Sabbath в последние дни пребывания там Ронни.

«Я бы легко мог взять парочку горячих парней из клубов на Сансет Стрип и просто сколотить группу из них», — сказал он мне позже. — «Но в Rainbow и Black Sabbath мне довелось поработать со многими великими британскими музыкантами, поэтому я хотел сохранить характерную для них смесь американского и британского рок-стилей».

Именно по этой причине Ронни не воспользовался шансом пригласить в состав молодого Джейка И. Ли, который позже стал гитаристом в сольной группе Оззи. Также перед приходом Бэйна шли переговоры с бывшим басистом Rainbow, уроженцем Австралии Бобом Дэйзли (по странному совпадению он позже присоединится к группе Оззи вместе с Ли). А потом уже сам Бэйн предложил пригласить совершенно неизвестного гитариста по имени Вивиан Кэмпбелл. «У меня на примете имелись два парня», — сказал Бэйн. — «Одним из них был Джон Сайкс, другим — Вивиан».

Так как Сайкс к тому времени уже числился на окладе в Whitesnake, Дио дал шанс Кэмпбеллу, и на свет появился один из наиболее известных составов 80-х годов. Мечтательный 20-летний юноша Кэмпбелл не мог поверить в свою удачу. «Я сильно фанател от Rainbow, а кассету с альбомом Heaven And Hell заиграл до дыр. Для меня Дио был великой звездой, и даже находиться в одной комнате с ним было для меня странно».

На несколько недель новообразованная четверка музыкантов собралась в Лос-Анджелесе, чтобы поработать в студии звукозаписи Sound City в Ван-Найсе. Комплекс зданий состоял из двора с парковкой, по одну сторону от которой находились репетиционные комнаты, а с другой — студии звукозаписи, где на протяжении многих лет записывались альбомы, позже ставшие классическими.

«Мы ходили туда каждый вечер и прекрасно проводили время», — вспоминает Кэмпбелл. — «Мы много курили травку, к нам заходили коллеги. Там была отличная атмосфера».

Они заканчивали работу над песней, и зачастую записывали ее в тот же самый вечер. «Мы даже не разбирали аппарат, а просто перевозили его через парковку в студию», — говорит Кэмпбелл.

Конечный результат, воплощенный в треке Rainbow In The Dark, стал «одной из самых достойных вещей, которые я когда-либо делал», гордо заявлял позже Ронни. «Это был настоящий рок, но не просто шум, а отличная песня с великолепным игрой музыкантов», — утверждал мэтр.

«Снимите нас!»

Когда Ронни Джеймс Дио в одиночку полетел в Лондон, чтобы сниматься в видеоклипе на Rainbow In The Dark, Джимми Бэйн и Вивиан Кэмпбелл последовали за ним, не предупредив вокалиста, и в итоге тоже попали в кадр.

«Это была идея Джимми», — смеется Кэмпбелл. — «Мы знали то место в Сохо, где они снимали клип, и поехали туда. Там мы зашли в паб, выпили по пинте, а затем пошли бродить вокруг. Нас заприметил режиссер, и такой кричит: «Круто! Вы, ребята, должны сняться в нашем видео!» Излишне говорить, что Ронни был не очень доволен. Но мы подумали: «Черт возьми, имеем право!» Он ничего не сказал, а просто посмотрел на нас типа: «Я потом с вами разберусь…»

Vertigo
Vertigo

ФАКТЫ

Дата выхода: 21 октября 1983 года
Высшая позиция в чартах: №46 Великобритания
Участники записи: Ронни Джеймс Дио вокал; Вивиан Кэмпбелл гитары; Джимми Бэйн бас, клавишные; Винни Аппис ударные
Авторы песни: Ронни Джеймс Дио, Винни Аппис, Джимми Бэйн, Вивиан Кэмпбелл
Продюсер: Ронни Джеймс Дио
Лейбл: Vertigo

Текст: Мик Уолл. Перевод: Алексей Демин

Оригинал: Classic Rock 274 (апрель 2020)

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА

«ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ»:

Nazareth — Miss Misery

Ozzy Osbourne — Crazy Train