Найти тему
HM

Верования Древней Армении

Истоки древнеармянской мифологии и верований восходят к индоевропейской культуре и к культурному наследию других, не индоевропейских народов и племен Армянского нагорья, участвовавших в этногенезе армянского народа. Также наблюдается определенное влияние древних цивилизаций Месопотамии, Ирана, а позже и Греции.

Согласно одним мифологическим представлениям древних армян мир состоит из 3 частей: Неба, Земли и Моря. Море выступает в роли нижнего мира, хаотических вод, т.е. изначального состояния мира до появления чего бы то ни было, а теперь окружает все мироздание. По другим – мир представляет собой трехъярусную систему: Небо, Земля и Подземелье, которые, в свою очередь, состоят из 7 зон. Как правило, в последней 7 зоне Подземелья размешают океан хаотических вод, называемый черной водой. Когда наступит конец света, Небо и Земля развернутся и черная вода, разрушая все, покроет весь мир.

Все сферы мироздания объединяло древо, которое находилось на бездонном море или в лодке, качающейся на морских волнах.

По одной версии, плоская кругообразная земля находится на рогах огромного быка. Когда осы и мухи кусают его лицо, то он встряхивает от боли голову и тогда происходит землетрясение. Согласно другому представлению, Земля окружена огромной рыбой Лекеон или Левиатан, которая плавает в мировом Океане и пытается поймать свой хвост. От ее движений и происходят землетрясения. Когда рыба переворачивается на спину, то от блеска брюха на небосклоне образуется мгновенная световая вспышка. Если Левиатан поймает свой хвост, а это случится к концу света, то мир разрушится.

Все нарушения делятся на нарушения порядка мироздания, нарушения ритуалов, нарушения моральных (семейных и социальных) норм.

В мифах древних армян значительное место занимают астральные сюжеты. Здесь и персонифицированные образы солнца и луны – Арев и Лусин, которые являются братом и сестрой, иногда меняются местами, сорятся, мирятся; и отождествление предков армян лучника Айка с созвездием Орион; и мифы о Млечном пути, называемый Дорогой Соломокрада или Следом Кумушки. Согласно верованиям, у каждого человека есть своя звезда на небе. Когда человеку угрожает опасность, то его звезда меркнет, а когда он умирает – звезда падает.

-2

Смена дня и ночи объяснялось сматыванием и разматыванием белых и черных клубков старцем, олицетворяющим время, Жук у жаманак, который сидит на высокой горе.

Помимо небесных тел персонифицировались и природные объекты. Большинство персонифицированных гор выступают парами, между которыми существует конфликт. Огонь и вода тоже персонифицированы. Они представляются как близнецы сестра и брат, между которыми вечная вражда.

Вокруг конкретных природных объектов (горы, камни, реки, озера, родники) создавались множества мифов. Например, по одной из версии горы армянского нагорья представлялись братьями-исполинами, которых наказал бог. Утром, пробуждаясь, они затягивали свои пояса и, затем приветствовали друг друга. Но постарев, перестали это делать. Бог, в качестве наказания, превратил их в горы, пояса – в равнины, а их слезы – в родники.

Животные и растения в большинстве мифов изначально имели человекообразный облик. Священными считались лев, орел, бык, медведь, собака, ласточка, голубь, рыба, кошка, олень. Ворона – вестник богов, петух – воскреситель людей от временной смерти (сна), аист – вестник весны и защитник полей, уж – друг. Священные змеи, согласно верованиям, жили в подземных дворцах, на голове у них золотые рога или драгоценный камень и у каждого свое войско.

-3

Особое место в мифологии древних армян занимали мифы и верования о злых духах, наиболее ранние из которых вишапы, дэвы и каджи. В качестве злых духов выступают волк, болезни, призраки усопших, также персонифицируются сглаз, зима, смерть и т.д.

Важное место занимают и мифы о природных явлениях. Бури, грозы, смерчи связывали с вишапами. Во время грозы, постаревшие вишапы, живущие на высоких горах и в озерах поднимаются на небо, а небесные вишапы спускаются на землю. Вишапы доживший до тысячи лет могут проглотить весь мир, но бог-громовержец вступает с ними в бой, поднимая их к самому солнцу, под лучами которого они превращаются в пепел.

Смерть у древних армян представлялся как вечный или черный сон, а сон – временная смерть. Каждое утро происходило воскресение души. Счет жизни человека велся на небе или на горе, где стоит сосуд, в который ежегодно добавляется капля воды. Человек умирает, когда сосуд наполнен. Смерть ударяет умирающего мечом или копьем и забирает его душу. Душа человека проходит по мосту из одной волосинки над огненной рекой ада у райских ворот. Душа праведника безопасно проходит мост и попадает в рай, а душу грешника мост не выдерживает и рушится под тяжестью грехов и она попадает в ад.