Такое понятие как «зомби» сейчас известно настолько широко, насколько это вообще возможно. Главную роль в популяризации этого понятия сыграли многочисленные игры и фильмы про «ходячих мертвецов». Но вот что такое «философский зомби»? Нет, это не зомби, получившийся из философа или начитавшийся философских книжек, это, как вы уже догадались, очередной мысленный эксперимент. О предыдущих написано в этой и этой статьях.
Этот же эксперимент можно описать следующим образом: представьте себе, что некий человек пошел, например, в лес и там, без свидетелей, он взял и просто пропал. А вместо него возникла его копия, причем копия не только внешне, но по поведению такая же, с одной только существенной разницей – у копии нет сознания, но по поведению она абсолютно точно копирует человека. Как в таком случае окружающим отличить, настоящий ли перед ними человек или «зомби», биоробот? Ясно, что в реальной жизни такого быть не может, но все же постановка вопроса весьма интересна. И опять-таки в связи с этим возникает вопрос: что же такое сознание или, если хотите, душа, если, глядя как внешний наблюдатель, ее наличие либо отсутствие и вовсе невозможно установить? Каждый человек может утверждать со стопроцентной вероятностью лишь наличие сознания только у него, ощущая его самим фактом своего существования. Остальные в теории могут оказаться лишь «философскими зомби». Конечно, это крайний случай, доведение до абсурда выводов по данному эксперименту.
Теперь вообразим обратную ситуацию – есть некий объект, например, сверхмощный компьютер с нейросетью, похожей по архитектуре на человеческий мозг. Как узнать, обладает ли подобная нейросеть сознанием или же очень искусно его имитирует? Стоит отметить, что данная ситуация также из разряда чисто гипотетических, так как к созданию компьютеров и нейросетей подобной мощности человечество даже и близко еще не подобралось и не подберется в ближайшие десятилетия.
Все это отрисовывает еще одну проблему – проблему несовершенства человеческого восприятия, в итоге мозг вынужден делать выводы по каким-то косвенным признакам, чтобы судить о наличии или отсутствии чего-либо (в данном случае сознания). А делать выводы по косвенным признакам – значит, обрекать себя на потенциальную ошибку.
Самому понятию «философский зомби» уже очень много лет и даже были разработаны своего рода их разновидности: бихевиоральный, бездушный, неврологический, интеллектульный. Каждого из них характеризует отсутствие чего-либо: бездушный отличается от человека отсутствием души, бихевиральный – отсутствием сознательного опыта и т. д. Это показывает, что сама концепция весьма универсальна и ее можно применять для рассмотрения разных ситуаций.