Из-за риска всеобщего карантина владельцам предприятий торговли и общепита стоит подготовиться к резкому спаду покупателей. Но количество заказов можно увеличить или поддержать на прежнем уровне благодаря доставке! Объясняем, в каком бизнесе сейчас стоит организовать доставку продуктов и товаров
Многим предприятиям торговли необходимо организовать доставку, особенно сейчас, — так считает бывший генеральный директор компании «Яндекс.Еда» Максим Фирсов. По его словам, люди уже реже выходят из дома, компании переводят сотрудников на удалённую работу, поэтому число покупателей будет снижаться.
Кому сейчас нужна доставка
- Магазинам, в которых продают пищевые продукты и товары регулярного пользования, например чистящие средства.
- Аптекам. 17 марта президент России Владимир Путин разрешил продажу безрецептурных лекарств через интернет.
- Кафе и ресторанам. В России пока нет никаких ограничений на посещение предприятий общепита. Запреты касаются только массовых мероприятий. Например, в Москве до 10 апреля нельзя проводить в помещениях досуговые мероприятия численностью до 50 человек. Кафе и ресторанов это требование не касается. Но из-за того что люди начали реже выходить из дома, поток клиентов снизится.
- Магазинам с товарами нерегулярного спроса: книжные, косметические, магазины одежды, зоомагазины и т. д. По словам Фирсова, владельцам таких точек доставка нужна не для увеличения продаж, а для их поддержания. «Если ваш продукт не пользуется постоянным спросом, то вряд ли он кому-то внезапно понадобится», — объясняет предприниматель.
Кому точно не нужна доставка
Нет смысла организовывать срочную доставку в магазинах с товарами для особого случая. К ним относятся предметы декора, ювелирные изделия, дорогая посуда и музыкальные инструменты. За такими вещами люди приходят только в определённых ситуациях — например, когда ищут, что подарить. Никакого повышенного спроса и ажиотажа в этом случае не предвидится.
Коротко: как организовать доставку
Для магазинов с товарами первой необходимости и заведений общепита важна быстрая доставка — в течение часа. Фирсов уточняет: для всех остальных компаний главный фактор — удобное время для клиента. Он может получить товар и на следующий день после заказа.
Быстро организовать доставку смогут только владельцы малого бизнеса, уверен Фирсов. В отличие от крупных предприятий, таким компаниям не нужны система автоматизации и создание штата курьеров. Записи заказов и адресов можно ввести даже в таблицу Excel
Владельцам кафе и ресторанов лучше обратиться к сервисам доставки. Фирсов отмечает: чтобы взять человека в штат и обучить его, потребуется больше времени. По его словам, сейчас агрегаторы еды будут ускорять процесс подключения ресторанов к своим системам.
По данным сооснователя сервиса доставки продуктов iGooods Григория Куниса, обычно закупщик комплектует заказ в течение 40 минут. Сейчас из-за роста спроса это занимает в 1,5–2 раза больше времени. Следовательно, клиенты ждут в два раза дольше — в Москве и Петербурге пользователи получают продукты на следующий день. «Чтобы справиться с таким наплывом, мы увеличиваем штат курьеров. Каждый день перед выходом на работу наши сотрудники проходят медобследование. По нашим оценкам, повышенный спрос на доставку сохранится как минимум в ближайшую пару месяцев», — рассказывает Кунис.
на 25 %
за неделю вырос средний чек iGooods
4600 ₽
средний чек iGooods
80 % заказов
включают в себя консервы, макароны, крупы
С ростом заказов столкнулся и «Самокат». Ежемесячно количество заказов росло на 30 % благодаря тому, что компания постоянно расширяла ассортимент и работала с новыми районами Москвы и Санкт-Петербурга. Но, по словам сооснователя сервиса Вячеслава Бочарова, только за прошедшие выходные спрос на услуги увеличился на 20 %. Чаще всего клиенты стали покупать макароны и крупы — продажи этой категории увеличились на 4 %. Заказы бакалеи сейчас составляют почти четверть продаж «Самоката». Также на 3 % выросли продажи товаров для дома. В основном это касается чистящих и дезинфицирующих средств.
«Мы продолжаем нанимать новых курьеров и проводим для них инструктаж. С 18 марта мы обеспечим всех масками, перчатками и дезинфицирующими средствами. Кроме того, мы ввели бесконтактную доставку. Сейчас курьеры оставляют боксы с заказом в нескольких метрах от двери, после чего сообщают об этом клиенту», — уточняет Бочаров.
Режим — удалёнка: как быстро перевести сотрудников на работу из дома