Статус народного режиссёра удаётся заполучить далеко не каждому кино делу в России. Однако 10 лет назад страна впервые узнала о режиссере, который позднее будет считаться самым честным и искренним. Разумеется, речь идет о Юрии Быкове. Мы рассмотрим его главные работы и выясним, какие мысли он в них закладывал и какие тенденции можно проследить через всю его фильмографию.
1)Жить
Фильм-дебют Юрия Быкова вышел в 2010 году и уже тогда обрел довольно большую известность. Это психологическая и даже немного остросоциальная драма, повествующая об обычном охотнике по имени Михаил который случайно оказывается в круговороте событий: к нему прибегает неизвестный человек, убегающий от преследователей. После этого они вдвоём пытаются спастись бегством и выйти из этой ситуации кто-то уже не сможет. Основной темой фильма определённо является выбор. главные герои выбирают в течение всей картины, и зачастую от этого зависит их жизнь. Например, в течение фильма (осторожно спойлеры) бандиты ловят главных героев и дают беженцу (Денис Шведов) право выбора: уйти одному, или остаться с товарищем. Он спасает ему жизнь и им практически удаётся сбежать, однако они вновь оказываются в западне. Но на этот раз преследователи дают шанс на спасение охотнику, который вообще абсолютно случайно ввязался в эту историю. Перед ним встаёт выбор: убить беженца и спастись, или же отбросить винтовку, сохранив ему жизнь. В итоге, он совершает убийство и уходит от бандитов в сторону заводских труб, известной метафоры Быкова, означающей неизбежность. Занавес.
После выхода на экраны фильма вызвал у зрителей множество противоречий: правильно ли поступил герой? Стоило ли отдать свою жизнь вместо жизни чужого человека, спасшего ранее твою? Быков в одном из интервью ответил на эти вопросы следующим образом:
«Я хотел показать, что Михаил не должен был так поступать, и тогда мы бы получили с вами другую страну, именно потому что он стреляет в него, у нас такая страна. Я ж вам показываю не фестивальных каких-то героев статичных, это самые обычные, реальные люди, которых я поставил их в ситуацию, когда мне надо было вынуть из них самое главное: что ты готов сделать ради незнакомого человека, и получается, что в этой стране все проблемы оттого, что одни люди не хотят делать ничего для других. Нас разобщает не какие-то правительственные вещи, а мы сами…»
Быков взял противоположных персонажей и поменял их местами. Эгоистичный Андрей спас жизнь человеку, а добрый и отзывчивый Михаил, в итоге, отнял её. Мы должны быть единым целым, для нас не должно быть чужих людей — эта тема является основной в этом фильме и, как мы дальше узнаём, затрагивается она не только здесь.
2)Дурак
Переходим к самой известной работе Быкова, которая была отмечена многими наградами получила огромную народную любовь. Во многом этот фильм получил большую известность благодаря хвалебной рецензии популярного блогера Badcomedian, который назвал его одной из лучших российских кино картин.
Фильм, как и все работы Быкова, повествует локальную историю, которая длилась всего одну ночь. Простой сантехник по имени Дмитрий узнает о том, что соседний дом находится в аварийном состоянии и может рухнуть уже на следующее утро. Будучи честным человеком, он пытается достучаться до чиновников, объяснить им всю опасность ситуации. Цена вопроса — 800 невинных жизней, судьба которых оказывается абсолютно ненужной и не важной для местных чиновников и представителей власти. Дело доходит до того, что бедного сантехника чуть не убивают за его стремление донести правду. Находясь в нелегкой ситуации, перед ним встаёт главный выбор: уехать с семьёй из города и оказаться в безопасности, или пойти на риск и спасти людей. Естественно, сантехник не может поступить иначе, кроме как вернуться в полуразрушенный дом и попытаться спасти людей. Но эти жители, ради которых главный герой рисковал своей жизнью называют его лжецом и избивают до смерти. В течение всего фильма многие люди, в том числе и родная жена называли его дураком. Но можно ли так называть человека, который ради «чужих» людей был готов на всё? Просто он выделяется среди всего общества, наполненного эгоизмом и жадностью, поэтому и считается среди всех дураком. Но почему слово чужих я ввел в кавычки? — потому что для таких людей, как главный герой нет чужих людей, ради каждого он готов сделать всё что угодно. Именно этот образ перекликается с картиной «Жить». Сантехник — именно тот человек, частичка которого, по мнению Быкова, должна быть в каждом из нас. Мы, люди, должны быть ближе к другу.
Неужели ты не понимаешь, что мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто. (цитата из фильма)
3)Майор
Ну и последний по списку, но ни в коем случае не по значению у нас фильм «Майор», который , к слову, я считаю лучшей работой Быкова. Кино картина повествует об одном дне майора полиции Сергея Соболева (Денис Шведов). Рано утром он узнаёт о родах своей жены и сразу отправляется в путь. На скользкой зимней дороге Сергей не справляется с управлением и сбивает насмерть семилетнего мальчика. В инциденте виноват был именно он, поэтому, благодаря наличию свидетеля в лице матери ребёнка, Соболев может легко оказаться за решеткой. Его друзья из полиции пытаются помочь ему, начав череду смертей, прервать которую оказывается не так уж и просто. Они пытаются замять дело и надавить на бедную мать. Однако будучи подавленным, Сергей признаёт свою вину и хочет понести наказание. Для начальства это может обернуться лишь ухудшением их же репутации, поэтому Соболев объявляет войну системе, утонувшей в коррупции и произволе. Он пытается спасти мать погибшего ребёнка, за которой правоохранительные органы уже успели открыть охоту.
Основную тему фильма можно вложить в одну цитату:
-Ну и скоты вы все… как вас только земля носит?
-Да также как и тебя! если бы твой муж кого сбил, ты бы его в ментовку потащила?
-…(молчание)
-Вот!… По одной земле ходим…
Людям всегда удобно кричать о жестокости и аморальности человека, но как только речь заходит о нем самом, он делает то, что еще совсем недавно так яростно отрицал и ругал. Личная выгода для нас все равно важнее справедливости, ведь когда выбор касается нас самих, нами начинают править инстинкты…
И всё-таки, почему Быков — народный режиссер? — потому что его картины объединяют и учат справедливости. Мы, люди, должны перестать думать только о себе и объединиться ради общего блага , и тогда, возможно, в нашем мире восторжествует справедливость и правда, а в ней, как нам завещал ныне покойный актер, заключается сила. Именно эту глобальную мысль , по моему мнению, Быков тонкой нитью проводит через большинство своих фильмов, и поэтому он как никто другой достоин звания народного режиссера. Его фильмы это черное зеркало, которое показывает современные проблемы, знакомые каждому, и хочется верить, что каждый посмотревший эти картины задумается, и тогда, надеюсь, скоро они перестанут быть столь актуальными и злободневными…